На прошлой неделе в Гонконге в пятый раз прошла ярмарка современного искусства «Арт-Базель», наиболее значимая на азиатском рынке для дилеров, коллекционеров и представителей аукционных домов. В этом году в гонконгском «Арт-Базеле» приняли участие 242 галереи из 34 стран (против 239 в прошлом году). Помимо сектора «Галереи», где представлено около 200 арт-дилеров, отдельными разделами выставки стали «Инсайты» (работы местных художников) и «Открытия» (искусство от молодого поколения). От колоссальной работы Александра Колдера в галерее Ларри Гагосяна до представителей Венецианской биеннале самых разных стран — ярмарка собирает лучшие произведения известных мастеров. По словам экспертов, интерес китайских коллекционеров продолжает расти, в то время как экономический потенциал плавно снижается: «Сложно представить более утонченных и умелых коллекционеров, чем из Китая», — отмечает Кристофер Рейнольдс, основатель пекинской галереи Ink Studio, специализирующейся на современном и экспериментальном китайском искусстве. Buro 24/7 поговорил со специалистом аукционного дома Phillips Александром Бланарем о том, чем был интересен прошедший «Арт-Базель».
— «Арт-Базель» в Гонконге — самый молодой из всех. Расскажи, чем он принципиально отличается от «Арт-Базеля» в Майами и в Базеле?
— Art Basel очень грамотно завоевал главные рынки — американский, европейский и азиатский. Всегда удобнее покупать у себя, «дома», так скажем. Art Basel Hong Kong запустился в 2013 году, привлек очень много галерей из Азии. Сейчас выставка стала невероятно популярна, во многом благодаря своему главному отличию от других аналогичных мероприятий — присутствию множества галерей из Китая и соседних стран.
— Здесь большое количество галерей азиатского региона — насколько местные художники интересны для крупных коллекционеров?
— В Азии есть немало своих крупных коллекционеров, но местные художники могут заинтересовать и международную аудиторию. Например, Zeng Fanzhi пользуется большой популярностью на аукционах.
Zeng Fanzhi, Fire, 2017, ShanghART Gallery
— Что происходит с азиатским рынком искусства сейчас, он продолжает расти?
— Лично я с рынком этого региона знаком мало, но в ноябре прошлого года аукционный дом Phillips впервые и очень успешно провел аукцион современного искусства, в этом году повторим это в мае. На азиатском рынке представлены все самые сильные галереи — Simon Lee, Gagosian, White Cube. И от знакомых художников я достоверно знаю, что в Азии есть очень крупные коллекционеры, всерьез заинтересованные в современном искусстве.
— Что в этом году продавалось лучше и быстрее всего? Что вызвало наибольший интерес публики?
— Мне самому интересно, за какую сумму была продана работа очень популярного сейчас Эйдриана Гени, которого представила галерея Pace. Цену галеристы мне так и не раскрыли. В день превью галерея Sadie Coles продала красную абстракцию Рудольфа Штингеля за 1,2 млн долларов. В Hauser & Wirth удачно продали будущих участников Венецианской биеннале — Марка Брэдфорда, Филлиду Барлоу, Филиппа Густона. В общем, лучше и быстрее всего было продано то, на что есть высокий спрос и вне ярмарок.
Rudolf Stingel, Untitled, 2015, Sadie Coles HQ; Adrien Ghenie, Untitled (Study for DADA Room), 2011, галерея Pace
— Русские галереи и художники по-прежнему отсутствуют на мировом рынке или что-то поменялось?
— Русских галерей представлено не было, художников из России я тоже нигде не заметил. Зато Алиса Прудникова участвовала в Public Talk, посвященном биеннале, в официальной программе Art Basel. А самым интересным русским событием стал завтрак-презентация выставки Такаси Мураками, которая откроется в «Гараже» в сентябре. Собрали международную публику, которой директор "Гаража" Антон Белов, куратор Катя Иноземцева и Такаси Мураками представили концепт, показали макет музея с работами Мураками. Нас ждет большой и очень интересный проект. Музей изменится даже снаружи!
— Влияет ли «Арт-Базель» на весенние торги современного искусства в крупных аукционных домах?
— На Art Basel съезжаются все важные аукционные дома, как в принципе и все главные представители арт-бизнеса. Здесь можно лучше понять, что пользуется спросом, что ушло и за какую цену, сколько готовы платить коллекционеры. Следя за аукционами и за ярмарками, можно лучше понять тенденции арт-рынка.
— В кого бы ты посоветовал вложиться начинающим, но перспективным коллекционерам?
— Я считаю, покупать нужно то, что вызывает эмоции, и то, что нравится лично вам. Для себя на ярмарке я бы приобрел фотографии Райана Макгинли, представленные галереей Team, Inc., и Вольфганга Тильманса из моей любимой берлинской галереи Buchholz.
Wolfganf Tillmans,haircut, 2007, David Zwirner Gallery; Transient 3, 2015 галерея Buchholz