У кураторов была непростая задача — отразить многочисленные испытания и трагедии, произошедшие с человечеством за последние годы. Чечилия Аллемани нашла необычный способ запечатлеть всеобщую рефлексию и попытку объединиться против надвигающихся трудностей. Название «Молоко сновидений» было позаимствовано у детской книги художницы-сюрреалистки Леоноры Каррингтон, которая вдохновляется мифологией, магией, сновидениями и гротеском. Выставка «растеклась» по двум просторным площадкам и действительно напоминала сон, который увлекает, запутывает и затягивает в неизведанное. Над ее дизайном работала итальянская студия Formafantasma: свободная планировка дает зрителям возможность самим выстраивать путь сквозь экспозицию.
На биеннале в этом году показали почти полторы тысячи работ от более чем двухсот художников, которые исследовали разные проявления человеческого: взаимоотношения людей с планетой и самими собой, фантазийные миры и истории. Каждое произведение олицетворяет гибкость и единение, несмотря на обособленную структуру биеннале, ведь основные павильоны традиционно разделены по национальному признаку.
Над большей частью экспозиции трудились женщины или небинарные художники (всего двадцать один из представленных художников – мужчины). Они зачастую уходили от традиционных техник и художественных практик, обращаясь к плетению, инсталляциям, новым медиа. Аллемани подчеркивает, что выставка показывает развитие человечества как историю общностей, сестринства, объединения, а не конфликтов и противостояний.
Среди многочисленных художественных проектов жюри отдали предпочтение американке Симоне Ли, которая получила главный приз, а также стала первой афроамериканкой, отправившейся от США на биеннале. Ее скульптуры, посвященные феминизму и африканским традициям, задали тон общей культурной повестке центральной экспозиции. Многие работы поднимали вопросы идентичности, усиливая голоса, которые не были отчетливо слышны прежде. А еще — глобального устройства антропоцентричного общества и его влияния на планету, других обитателей Земли и друг друга.
Об этом зрителям говорили драматичные картины Паулы Рего, масштабные инсталляции Прешес Окойомон «Увидеть Землю перед концом света» (огромный сад с растениями, тотемами и антропоморфными земляными насыпями) и видеоарт Линн Хершман Лисон.
На фоне темы всеобщего единения бросался в глаза закрытый российский павильон: исторический особняк остался пустым. Художники Кирилл Савченков и Александра Сухарева, а также куратор Раймундас Малашаускас отказались от участия в биеннале. Невозможно представить, что в России, которая всегда являлась важнейшим участником мировой культуры, сейчас был бы возможен разговор о современных проблемах общества и спорном историческом наследии, имперском прошлом и притесненных народах и меньшинствах. Интересно, что соседний павильон Sámi — Норвегия, Швеция и Финляндия — был преобразован в пространство народов Саамы, коренных поселений Северной Европы, которые пострадали из-за развития современной государственности. Подобные дискуссии имеют огромное значение для самосознания современных жителей этих земель. И учитывая соседствующее положение с Россией, контраст подходов к этим темам особенно заметен.
Другим павильоном, привлекшим всеобщее внимание, стал французский. Здесь художница Зинеб Седира показала фильм об алжирских женщинах, памяти и культурном наследии. Также в фокусе оказался павильон Мальты, впервые принявшей участие в биеннале, — над ним работали художники Арканджело Сассолино и Джузеппе Скембри Бонаци, композитор Брайан Скембри, кураторы Кит Скиберрас и Джеффри Юслип. Они переосмыслили картину Караваджо «Святой Иоанн Креститель», представив ее в форме медитативной иммерсионной световой инсталляции.
Обладателем «Золотого льва» среди национальных павильонов стали Великобритания и афрокарибская художница Соня Бойс. Она воспела огромный вклад пяти чернокожих женщин в музыкальную историю страны — в прямом смысле.
Вообще к биеннале уже многие годы предъявляют целый ряд претензий. Пока в мире происходят необратимые климатические изменения, которые могут потопить и непосредственно Венецию, мир искусства, более осведомленный и внимательный к человеческим проблемам, с радостью устраивает тут грандиозное мероприятие. Невозможно не отметить растущую коммерческую составляющую. Несмотря на то что работы не продаются, участие и спонсорство мегагалерей в основной и параллельных выставках и их коммерческий интерес очевидны и бросаются в глаза. Так, в Палаццо Дукале открылась экспозиция Ансельма Кифера при поддержке Галереи Ларри Гагосяна. В 2019-м в The New York Times вышла колонка «В Венеции все произведения искусства можно купить, если знаешь нужных людей». Подобная критика звучала и на этот раз. Невозможно представить, что победителем или даже участником биеннале станет художник, который не был бы аффилирован с большой галереей в Западной Европе и Америке и чьи работы не взлетели бы в цене сразу после мероприятия.
Тем не менее жюри 59-й биеннале выделило не типичных успешных художников, а тех, чье творчество раньше оставалось незамеченным в силу различных обстоятельств. Чаще всего — по причине несовершенства капиталистического, имперского, шовинистического мира. Помимо Сони Бойс и Симоны Ли, были отмечены художницы Зинеб Седира, Шувинай Ашуна и Линн Хершман Лисон. А еще павильон Уганды — тоже дебютный. Так или иначе Венецианская биеннале попыталась дать надежду на единение, примирение и, конечно, выздоровление каждого из нас и всех вместе.
29.04.22, 19:07
Другие истории
Подборка Buro 24/7