Этим летом вслед за Новым музеем в Нью-Йорке выставка Рэймонда Петтибона открылась и в московском «Гараже». Там можно будет увидеть более 400 работ художника — рисунки по мотивам творчества The Beatles, The Rolling Stones и Black Flag. О том, как Петтибон иронизировал над современниками, — в нашей статье.
Только Black Flag, только хардкор
Фанаты рок-музыки знают Петтибона как «брата Грега Гинна» — гитариста панк-группы Black Flag. Однако Рэймонд придумал весь визуальный стиль группы — логотип, название и даже флаеры. Четыре вытянутых вертикальных прямоугольника стали практически символом хаоса и панк-культуры. Как говорит ставший впоследствии вокалистом группы Генри Роллинз в одном из интервью: «Мы сначала увидели лого, а потом услышали группу. Именно лого повлияло на меня в первую очередь».
Сам Петтибон объясняет, что четыре вертикальных столбца изображают развевающийся флаг, а название и вовсе может быть чем угодно. Ни школу искусств, ни институт дизайна он не посещал, что не мешает критикам находить в его графике отсылки к Франсиско Гойе и Уильяму Блейку. Сам Петтибон, впрочем, обращался к современникам — маньяку Чарльзу Мэнсону, которого изображал на листовках, группам The Beatles и The Rolling Stones.
Чарли Мэнсон, маньяк (и немного музыкант)
Один из наиболее известных маньяков в истории, Чарли Мэнсон имел около ста последователей, среди которых значительную часть составляли подростки. Секта Мэнсона «Семья» действовала в Калифорнии, а их убийства были завязаны на почве расовой войны, в которой сам Мэнсон играл роль Иисуса. Его зверства неотделимы от хиппи-культуры и поп-музыки. Свои рейды маньяк называл «Хелтер Скелтер» — в честь одноименной песни The Beatles, в которой Мэнсон услышал призыв к бесчинствам. Более того, лидер «Семьи» и сам писал музыку, его песня «Look At Your Game Girl» даже получила определенную известность. Ироничный факт: сейчас вместе с Мэнсоном в тюрьме сидит продюсер «битлов» Фил Спектор, которого посадили за убийство актрисы Ланы Кларксон.
В контексте творчества Петтибона и музыки Black Flag отсылки к Мэнсону следует воспринимать и как противостояние хиппи-культуре, и как трепет перед его устрашающей силой. «Что завораживало и одновременно пугало людей в Мэнсоне, так это то, что кто-то мог так околдовать их детей, находясь буквально по соседству», — говорил Петтибон. В 1989-м он даже выпустил собственный фильм «Judgement Day Theater: The Book Of Manson», который посвятил 20-летию со времени трагических событий в Калифорнии.
Референсы к Helter Skelter относятся не только к Мэнсону, но и к самим The Beatles. Бешеная популярность коллектива на протяжении 60-х и отождествление его с поп-культурой стали сюжетом и для Петтибона как участника Black Flag. Художник высмеивает не только их, буквально сравнивая рок-звезд с Иисусом, но и безумный фанатизм относительно отдельных участников, например Ринго Старра.
Не обошел Петтибон и The Rolling Stones, которых многие называют главными соперниками The Beatles. В рисунках Петтибона есть ходовой сюжет про фанатку, которая пробирается за сцену, чтобы переспать с Китом Ричардсом.
Еще одни британцы, ставшие героями сюжетов Петтибона, — это группа Troggs. Записывались музыканты у продюсера Ларри Пейджа, подопечным которого впоследствии стала популярная группа The Kinks. У Петтибона музыканты слушают Troggs во время примерки париков, что, вполне вероятно, вдохновлено реальными образами. «Крестными отцами панка» Troggs считали Игги Поп, MC5, Buzzcocks и Оззи Осборн — это явление не оставил и Петтибон.
Еще одна группа помимо родных Black Flag, для которых Петиббон создал незыблемый образ, — близкие по духу Sonic Youth. Хотя обложку предыдущего альбома «Daydream Nation» (1988) для Ким Гордон и ее команды придумал не кто иной, как Герхард Рихтер, именно лицо «Goo» (1990) стало впоследствии столь известным, что даже хранится сегодня в коллекции Нью-Йоркского МоМА. И здесь не обошлось без убийств: рисунок Петтибона создан на основе снимка «болотных убийц» — Иэна Брэйди и Майру Хинди. В первой половине 60-х эта пара совершала жестокие убийства и насилие над детьми на болотах в Манчестере. На обложке «Goo» Брэйди и Хинди курят в машине. «Я увела парня у своей сестры. Это был ураган, взрыв, вспышка. На той же неделе мы прикончили моих родителей и отправились в дорогу», — сопровождает их рисунок подпись Петтибона.
Музыкальные коллективы в рисунках Петтибона неотделимы от общих явлений культуры, как и наоборот. «Убийство по-калифорнийски в Индиане», отсылающее к деятельности секты Мэнсона, перекликается здесь с альбомом «Super Session», выпущенным в 1968 году музыкантами Элом Купером, Майком Блумфелдом и Стивеном Стиллсом. С таким составом пластинку ждал вполне ожидаемый успех — о туре в ее поддержку здесь и идет речь.
03.08.17, 17:00
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7