Предлагаем семь вариантов
«Будет ласковый дождь» — возможно, главный блокбастер уходящего года, а заодно и хит инстаграма. Первая российская ретроспектива Такаси Мураками, одного из самых известных японских современных художников, — настоящий подарок москвичам от Музея современного искусства «Гараж». Если вы еще не видели выставку Мураками, то каникулы — самое время сходить, она работает до начала февраля. На выставке более 80 работ художника: тут и живопись, и скульптура, и графика, а также полнометражные фильмы, анимация и даже копия студии художника в Токио. Едва ли вы когда-либо видели столько смеющихся эмоджи в одном месте.
Для подготовки: Посмотрите советский мультфильм «Будет ласковый дождь» режиссера Назима Туляходжаева, к которому отсылает название выставки. Мультфильм основан на одноименном рассказе Рэя Бредбери из цикла «Марсианские хроники» и повествует о мире после ядерной катастрофы, где не осталось людей. Заодно прочитайте и сам рассказ, в котором цитируется замечательное стихотворение Сары Тисдейл, которое, опять же, называется «Будет ласковый дождь».
Потенциально самая важная выставка новогодних каникул, именно на нее стоят очереди перед главным зданием Пушкинского музея. Выставку придумала президент ГМИИ имени Пушкина, настоящий ветеран музейного дела Ирина Антонова. «Передвижники и импрессионисты» исследует параллели между этими двумя движениями. И, хотя одно из них зародилось в России, а другое во Франции, между ними действительно много общего. Так, и те и другие противостояли канонам академического искусства. Даже если вы не согласны с этими сравнениями, выставка — редкий шанс увидеть в одном месте хиты всемирно известной коллекции импрессионистов в Пушкинском и шедевры из Третьяковской галереи. Из 80 работ экспозиции часть была создана знаменитыми Эдуардом Мане, Ильей Репиным, Альфредом Сислеем, Валентином Серовым и даже Пабло Пикассо и Михаилом Врубелем.
Для подготовки: прочитайте статью Нины Дмитриевой «Передвижники и импрессионисты», иссследования которой и вдохновили Ирину Антонову на идею этой выставки.
«Вишенка на торте» Седьмой Московской биеннале современного искусства — цифровая выставка Бьорк, на которую в Европе нужно покупать билет за несколько дней. Björk Digital — это виртуальное путешествие по трекам с последнего альбома певицы Vulnicura, посвященного ее разрыву с художником Мэтью Барни. Здесь несколько залов — от простой двухканальной видеоинсталляции с уникальным расположением колонок до видео с использованием сложных VR-аппаратов. Спойлер: в одном из залов вам придется задействовать не только ваши глаза и уши, но и руки.
Для подготовки: послушайте любимые песни Бьорк, проверьте, не кружится ли у вас голова при использовании VR-аппаратов.
В уходящем году только ленивый не организовал выставку, посвященную революции 1917 года. «Некто 1917» — одна из лучших из этой серии. Тут и обзор главных трендов в дореволюционном искусстве, и работы художников, сделанные в 1917 году и в период Гражданской войны. На выставке 120 картин и скульптур таких художников, как Петров-Водкин, Кустодиев, Малевич, Попова и Кандинский.
Для подготовки: побродите по сайту проекта Михаила Зыгаря «1917. Свободная история», где история излагается в виде постов в социальных сетях.
«Авангардстрой» в Музее архитектуры — одна из самых необычных выставок о столетии Октябрьской революции. Здесь речь пойдет о перевороте, который революция произвела в архитектуре. Выставка рассказывает об истории архитекторов-авангардистов конца 1920–1930-х годов и их проектах, как реализованных, так и оставшихся на бумаге. Авангардная архитектура не возникла на пустом месте, она развивалась вместе с другими аспектами течения — живописью, поэзией, театром. На выставке вы узнаете о домах-коммунах, кухнях-фабриках и жилкомбинатах, увидите эскизы зданий братьев Весниных, Константина Мельникова, Моисея Гинзбурга, а также зарисовки совершенно утопического Города солнца Ивана Леонидова.
Для подготовки: изучите сайт проекта о конструктивистской архитектуре Constructivist Project, там есть карта, которую можно рассматривать, выбирая разные города России, и переходить на страницы отдельных зданий. Кроме того, можно купить бумажную карту с конструктивистскими зданиями Москвы.
Вторая часть осеннего блокбастера Московского музея современного искусства все так же основывается на поистине огромной коллекции отечественного искусства XX века Романа Бабичева. Как и в первой части, кураторы отрицают, что существует разделительная линия между авангардом и соцреализмом и показывают цельный пласт живописной культуры в Ленинграде с 1920-х по 1950-е годы. Кроме залов, полностью посвященных относительно известным художникам вроде Александра Ведерникова, Александра Русакова и Владимира Гринберга, здесь есть и секции, рассказывающие о таких направлениях условного «модернизма», как Ленинградская пейзажная школа или живописно-пластический реализм. Многие из художников были репрессированы в 1930-е.
Для подготовки: разберитесь, что же все-таки такое этот авангард, соцреализм, модернизм, чтобы потом со знанием дела изучать экспликации на выставке. Для этого, например, прослушайте курс «Арзамаса» «Русский авангард» и посмотрите их же 25-минутный видеоликбез по русскому искусству XX века.
Чтобы вы не думали о способах передачи фондов Международного центра Рерихов в Музей Востока, выставку «Николай Рерих. Восхождение» обязательно стоит посетить. Она проходит на втором этаже все той же усадьбы Лопухиных, но под новой вывеской — «Музей Рерихов». Помимо картин из фондов собственно Музея Востока, здесь есть работы из Русского музея, Третьяковки и даже из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Кстати, на выставке нет ни одного экспоната из фондов Международного центра Рерихов, их Музей Востока не сможет выставлять до окончания судебных тяжб. На выставке можно увидеть и прославившие Рериха гималайские пейзажи, и картины на сюжеты древнерусской истории, и менее известные зарисовки православных храмов и памятников архитектуры.
Для подготовки: полистайте страницы книг самого Николая Рериха, например, рассказ о мифической стране «Шамбала» или путевые заметки «Сердце Азии».
Другие истории
Подборка Buro 24/7