Новый сезон стартует не только в моде, но и в культурной жизни города. Осенью московские музеи представят художников из Китая и Японии, скульптуры Константина Бракузи, некий сюрприз от Пьера Юига, рисунки из венского музея Альбертина и многое другое.
Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Когда: 13 сентября — 12 ноября
С Цаем Гоцяном можно столкнуться в московском метро: сейчас он вовсю готовит выставку в Пушкинском музее. Гоцян известен эффектными пиротехническими перформансами: прежде чем идти на его выставку, рекомендуем посмотреть документальный фильм «Лестница в небо». Связь с порохом здесь очевидна: для художника это прежде всего национальное наследие, ведь порох был изобретен именно в средневековом Китае.
Сейчас художник живет в Нью-Йорке: десять лет назад совместный с ним проект открыл Метрополитен-музей, а теперь его работы можно будет увидеть и в ГМИИ. Инсталляция Цая в московском музее будет посвящена теме 100-летия Октябрьской революции — все лето музей собирал для нее детские коляски и кровати, и уже на этапе подготовки видно, насколько сложный у этого проекта замысел. По словам директора музея Марины Лошак, экспозиция будет построена в форме диалога современного искусства с архитектурой классического музея.
Такаси Мураками
Когда: 29 сентября — 4 февраля
Где: музей современного искусства «Гараж»
Если Мураками для вас не только автор популярных романов, но и художник из пула супердилера Ларри Гагосяна, то сентябрь вы точно ждете с нетерпением. Улыбающиеся психоделические ромашки, персонажи аниме, яркие скульптуры в духе хентая — все это прочно ассоциируется с его искусством. Работы Мураками всегда узнаваемы, как и произведения других художников поколения Херста — Кунса, превративших свое искусство в растиражированный бренд. Массовое и элитарное куратор собрал на выставке с красноречивым названием «Будет ласковый дождь». Экспозиция будет состоять из пяти разделов, повествующих о разных феноменах японской культуры.
Константин Бранкузи
Когда: 16 сентября — 12 ноября
Где: МАММ
В сентябре в МАММе откроется выставка Константина Бранкузи — одного из главных художников начала прошлого века, весьма успешно продающегося сейчас на аукционах. Его «Спящая муза» (1910) стала третьим по дороговизне лотом в прошлом полугодии, уступив только Баскии и Климту. Такую же привезут из собрания музея Помпиду, с которым Ольга Свиблова поддерживает дружеские отношения. Скульптуры Бранкузи отличаются лаконичными формами, вдохновленными примитивизмом модных в начале ХХ века африканских масок и эстетикой ар-деко.
Пьер Юиг
Где: Московская биеннале современного искусства, ГТГ
Когда: 19 сентября — 18 января
Вслед за Тино Сегалом в Москву приедет еще один культовый художник современности — француз Пьер Юиг. Работает он в разных жанрах, заставляя своего зрителя терять связь с реальностью и стирая грань между вымыслом и правдой. Юиг перекапывал парк в Карлсруэ, чтобы создать собственный парк, и устанавливал на улицах французских городов билборды с видами этих улиц. Художник регулярно сотрудничает с другими не менее значимыми артистами — Рикритом Тираванией, Филиппом Паррено и Маурицио Каттеланом, а в свои работы включает отсылки то к Джону Кейджу, то к Марку Твену. Что Юиг представит на Московской биеннале современного искусства, остается загадкой.
Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)
Когда: 10 октября — 14 января
Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Пара Климт — Шиле прекрасно иллюстрирует стилевой переход от модерна к экспрессионизму: мягкие формы и полные символизма образы у Климта и эмоционально выразительные, едва ли не болезненные герои Шиле. Эгон Шиле был учеником Густава Климта, однако пошел намного дальше своего учителя. Оба мастера — столпы в развитии мировой живописи и культурной жизни Вены рубежа XIX–XX веков. Впрочем, в ГМИИ покажут не полотна, а графические работы из коллекции музея Альбертина, главного графического собрания в родном городе художников. Оба известны как феноменальные рисовальщики, так что выставку определенно стоит посетить.
Эль Лисицкий
Когда: 16 ноября — 18 февраля
Где: Еврейский музей
В Еврейском музее осенью покажут первую масштабную ретроспективу Эля Лисицкого — художника, сделавшего для советского авангарда 20-х не меньше Малевича и Родченко. Лисицкий известен как автор концепции «проунов» — «проектов утверждения нового». Идеи и эстетика Лисицкого будут интересны не только тем, кто увлекается советским искусством, но определенно понравятся и фанатам немецкого Баухауса.
«Пять измерений»
Когда: 23 августа — 8 октября
Где: «Новая Третьяковка»
В «Новой Третьяковке» осенью представят проект, посвященный современной скульптуре начиная со второй половины 90-х годов. Среди мастеров одновременно будут представлены художники разных поколений, для которых главным вектором развития в 90-е становится уход от понятных критериев изобразительности — фигуративности, объемности и образной определенности. Среди имен — Валентина Апухтина и Людмила Богуславская, Александр Рукавишников и Сергей Мильченко, Александр Ворохоб и Илья Гуреев, известные сегодня скорее искусствоведам, чем широкому кругу зрителей. Выставки скульптуры в целом большая редкость для наших музеев, а при таком масштабе неизученного материала — и подавно.
Жан-Мари Перье. Кутюрье французской фотографии
Когда: 22 сентября — 3 декабря
Где: Центр фотографии им. Братьев Люмьер
Вслед за выставкой снимков Северной Кореи в Центре им. братьев Люмьер откроется экспозиция фотографа Жана-Мари Перье, автора портретов многочисленных дизайнеров и музыкантов. Перье много сотрудничал с журналом Elle, для которого снял портреты Ива Сен-Лорана, Вивьен Вествуд и Джона Гальяно. Он же знаменит и своими фотографиями The Beatles для Salut des Copains. Даже если модой вы не интересуетесь, эта выставка станет прекрасным поводом окунуться в атмосферу 60–70-х.
Джозетта Фиорони. 60-е в Риме
Когда: 6 сентября — 22 октября
Где: МоМА на Петровке
В Московском музее современного искусства в сентябре откроется выставка Джозетты Фиорони, одной из главных представительниц итальянского поп-арта. Имя Фиорони сегодня известно куда меньше, чем Уорхола и Лихтенштейна или Раушенберга и де Кунинга, с которыми она сама много общалась. Тем не менее посмотреть ее работы следует всем неравнодушным и к жанру, и к эпохе. В своих поисках художница обращается не только к культуре потребления, что в целом характерно для искусства поп-арта, но и воплощает дух неореализма фильмов Феллини и Антониони.
*Такаси Мураками. Воспоминания о бурной жизни. 2015. Холст, монтированный на алюминий, акрил. 300 × 234,4 см. Частное собрание. Предоставлено Perrotin © 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved. / Такаси Мураками. Кайкай. 2000–2005. Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил. 181,5 × 71 × 53 см. Частное собрание. Предоставлено Perrotin © 2000–2005 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.
30.08.17, 19:09
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7