Самые интересные архитектурные фотографы мира в одной подборке
1857–1927
Атже — один из первых фотографов в мире. Он отличался вниманием к деталям и оставил нам уникальную документацию старого Парижа. Атже был антиподом фотографа Эдуарда-Дени Бальдюса, запечатлевшего только признанные архитектурные памятники Парижа, вроде Нотр-Дама. Атже снимал не отдельные архитектурные памятники, а город вообще — старый Париж — таким, каким он его знал и любил со всеми его дворами, закоулками, мелкими деталями зданий, дверями, дверными ручками, бытом горожан.
Изначально Атже позиционировал себя как документальный фотограф, для которого была важна четкость изображения. Он стремился создавать не произведения искусства, а фотодокументы, по которым художники впоследствии могли рисовать картины, не обращаясь к зданиям напрямую. На первом этаже пятиэтажного здания, где была его квартира и проявочная, висело объявление: «Атже — документы для художников». Однако в его поздних работах присутствует новое метафизическое настроение, особая мистическая атмосфера. Ее отметили сюрреалисты, благодаря которым Атже получил свою единственную прижизненную публикацию: в 1926 году Ман Рэй поместил четыре фотографии его авторства на страницах журнала «La Revolution surrealiste».
1895–1946
Венгерский художник, теоретик фото- и киноискусства, представитель фотографии Нового видения, Надь снимал архитектуру Bauhaus, наслаивая свое собственное восприятие на реальный объект с помощью необычного ракурса, что отличалось от привычной для того времени документации архитектурного памятника. Для него было важно выразить собственные теоретические идеи через архитектурную фотографию, а не показать объект таким, какой он есть.
«При помощи фотографии, а тем более кино, мы можем ощутить новый опыт пространства. С их помощью и помощью новой школы архитектуры мы добились расширения и кристаллизации нашего восприятия пространства, постигли новую пространственную культуру. Благодаря фотографу человечество получило власть увидеть новыми глазами среду своего обитания», — писал Ласло Мохой-Надь в эссе «Новый инструмент видения».
1879–1973
Американский фотограф Эдвард Стайхен был одним из основателей жанра модной фотографии. Изначально он был художником-импрессионистом и следовал в фотографии течению пикториализма — сближения фотографии и живописи. Он считал фотографию не просто способом документации объекта, а самостоятельной формой искусства. Фотографировал не памятник со всеми его подробностями, а субъективный образ — впечатление (как в импрессионизме), поэтому для него не была важна четкость изображения: здание могло находиться не в фокусе или одно изображение причудливо накладывалось на другое.
1897–1966
Немецкий фотограф Ренгер-Патч был представителем направления Новая вещественность. Он считал, что объектив фотоаппарата позволяет человеку посмотреть на мир непредвзято и что в нем все становится прекрасным. В 1928 году Ренгер-Патч выпустил альбом фотографий под названием «Мир прекрасен» («Die Welt ist schön»), определивший развитие современного фотоискусства.
Он объединил в своем альбоме различные объекты: архитектуру, растения, животных, производственные предметы и машины, продемонстрировав, что все они обладают своей неповторимой красотой. Его стиль отличается направленностью на объект — его четким, детальным изображением, что отличало работы Ренгера-Патча от техники пикториализма, которая характеризуется мягким фокусом.
1903–1975
Американец Уокер Эванс — один из важнейших представителей документальной фотографии. Известен своей работой на Администрацию по защите фермерских хозяйств во времена Великой депрессии. Фотографировал простые, непримечательные с архитектурной точки зрения деревенские дома, магазины, церкви и другие сооружения, придавая им торжественность архитектурных памятников за счет фронтального ракурса и четкости изображения.
1910–2007
Французский фотограф венгерского происхождения Люсьен Эрве был официальным фотографом Ле Корбюзье. Также Эрве работал с архитекторами Алваром Аалто, Марселем Брейер, Кензо Танге, Ричардом Нютра, Оскаром Нимейером, Жаном Пруве, Бернардом Цейфуссом и другими. За счет работы со светом и тенью он выявляет фактуру поверхностей — делает архитектурную фотографию тактильной, а также передает ощущение пространства.
1915–2004
Столлер был любителем черно-белой фотографии и снял почти все известные памятники современной архитектуры. Он не занимался постобработкой фотографий, всегда тщательно готовясь к снимку заранее. «Я редактирую фотографии до нажатия на кнопку», — говорил он. Столлер «оживлял» снимки автомобилями и людьми. Его интересовала не сама архитектура, а образ жизни, связанный с архитектурой, поэтому, например, на данной фотографии на первом плане стоит машина, а на заднем плане — музей Гуггенхейма.
1910–2009
Шульман прославился снимками американского модернизма. Его фотографии были прямой рекламой модернистских жилых домов, поэтому он намеренно снимал их так, чтобы они нравились зрителю, отображая не столько технические тонкости, сколько тот модный образ жизни, который должен был ассоциироваться с подобными зданиями.
род. 1959
Бине — один из самых известных архитектурных фотографов в мире, близкая подруга Захи Хадид. Кроме самой Хадид она сотрудничала с архитекторами Даниэлем Либескиндом и Петером Цумтором. Элен старалась передать не просто облик здания, а образ мысли архитектора, как бы сливаясь с ним в творческом процессе, запечатлевая самые тонкие детали и передавая ощущение пространства. Таким образом, ее работы одновременно документируют детали архитектуры, передавая философские смыслы, заложенные архитектором, и в то же время являются самостоятельными произведениями искусства. Еще она очень интересно передает отражение света в своих работах.
1931–2007, 1934–2015
Супруги Бехеры — концептуальные художники, главная тема творчества которых — всевозможные архитектурные сооружения, собранные в так называемые типологии. Это один из примеров того, как архитектурная фотография становится произведением искусства. Все фотографии делаются в пасмурную погоду одним и тем же объективом, используется один и тот же фронтальный ракурс, с которым традиционно работали еще в XIX веке для документации памятников архитектуры. Все фотографии черно-белые.
Творчество Бехеров позволяет задуматься о том, что не только общепринятые архитектурные памятники достойны запечатления и восхищения, но и такие здания, как, например, газгольдеры и водонапорные башни. Та тщательность, с которой они собирают «типологии» подобных сооружений, демонстрирует их серьезное отношение к снимаемым объектам.
род. 1954
Штрут принципиально снимал архитектуру без людей. С одной стороны, этот подход лишает ее взаимодействия со средой и сюжета, с другой — предоставляет возможность взглянуть на нее как на самостоятельный объект, будто бы живущий своей жизнью.
«Удивление от того, что мы произвели коллективно, становится сильнее, если взглянуть с более широкой перспективы. Вид достижений экспериментальной физики, урбанистического пейзажа XXI века или хирургического робота рождает вопрос: как следует оценивать то, что мы видим? На более глубоком уровне давайте задумаемся об уязвимости человеческого тела и души в сложившихся обстоятельствах. Все это не данность. Оно рукотворно. Продукт человеческой деятельности», — говорит Штрут.
род. 1948
В творчестве этого японского фотографа есть отдельная серия «Архитектура», состоящая из преднамеренно размытых фотографий известных архитектурных памятников. За счет этой размытости фотограф пытается исследовать, насколько узнаваемы те или иные шедевры архитектуры и как они переживают проверку временем.
1975
Баан — самый популярный и дорогой архитектурный фотограф в мире на сегодня. Его часто называют «иконой архитектурной фотографии». Он сотрудничает с известными архитекторами, например Ремом Колхасом, и известен тем, что привнес в архитектурную фотографию ощущение жизни и связи с окружением, лишил ее искусственной выверенности. В отличие от Томаса Штрута Баан показывает, как люди взаимодействуют с архитектурой, как здание контактирует с другими зданиями. Его интересуют архитектурные артефакты, осваиваемые обычными людьми.
Франк — немецкий фотограф, живущий в Мюнхене. Он делает очень сочные и порой довольно рафинированные архитектурные фотографии, на которых здания часто выглядят игрушечными (и не обремененными людьми). Симметрия, яркие цвета, искусная ретушь лишают архитектурную фотографию документальности и делают ее визуально привлекательной. Архитектура на этих снимках предстает в своем идеализированном виде, направленном на некий эмоциональный отклик у зрителя. Также его снимки отличаются динамикой и наличием активной перспективы в кадре. Франк сотрудничал со многими печатными изданиями, включая Spiegel, Wired и New York Times.
Ланг — современный мюнхенский фотограф, специализирующийся на аэрофотосъемке. Во многих его фотографиях городские пространства выглядят как паттерн или лоскутное одеяло. Архитектура в таком ракурсе перестает быть культурным объектом, созданным людьми, и сливается с природным ландшафтом.
Немецкий фотограф из Берлина делает оптимистичные яркие — часто даже кислотные — снимки. Снимает Гейдрих абсолютно разные здания и городские пространства: многоэтажные жилые дома, мотели, стоянки, мосты и так далее. На его фотографиях нет людей, и архитектура выглядит необычайно спокойной и оптимистичной, лишенной какой-либо излишней психологической нагрузки.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7