Выставка одного из самых дорогих русских художников «Юрий Анненков. Революция за дверью» в Музее русского импрессионизма закрыта на карантин. Но даже сейчас музей остается на связи. С выставкой можно будет ознакомится благодаря лекциям и онлайн-трансляциям. На YouTube-канале музея вы найдете цитаты об Анненкове. В Instagram публикуются короткие видеоматериалы — истории картин. В социальных сетях музея выходят семь частей видеогида по выставке с участием куратора Анастасии Винокуровой. Запланированные лекции не отменяются, и со следующей недели каждый сможет присоединиться к онлайн-трансляциям лекций о русском авангарде, истории русского искусства XX века и мире кино глазами Анненкова. Специально для BURO. сотрудники Музея собрали гид по его художественному миру.
В русский период Юрия Анненкова входят работы, написанные с 1907 по 1924 год. Именно в это время формируется авторский стиль художника — Анненков сочетает реализм и кубизм. Смещение естественных планов и геометризация природных форм на его картинах дополнены деталями быта. Евгений Замятин назвал манеру письма Анненкова «синтетической».
Июнь. Лес. 1918
К этому периоду относится картина «Июнь. Лес», написанная в 1918 году. На ней четко прослеживается характерный для Анненкова синтез двух направлений живописи. Оттенки зеленого, розового и фиолетового, сложенные в геометрические формы, напоминают стеклышки калейдоскопа и формируют пейзажный фон. Реалистических деталей в композиции не так много: фигуры прохожих, белка на ветке, скамейка и птица, цветы, стволы и листва на деревьях. В дальнейших работах Юрий Анненков доведет до совершенства эту художественную формулу.
«Июнь. Лес» — Государственная Третьяковская галерея
Юрий Анненков наиболее известен как портретист. В начале 1920-х годов он создал галерею образов своих современников — представителей русской культуры и политической элиты. Эти произведения — документ целой эпохи, и в наши дни они вошли в массовую культуру. Нарком просвещения Анатолий Луначарский писал, что Анненков, имея острый взгляд и способность соединить характерные черты человека в единое целое, проявляет в человеке его истинную личность, и это делает Анненкова не только «правдивым отобразителем видимого, но и психологом».
Портрет Анны Ахматовой. 1921
Ахматова и Анненков познакомились в кабаре «Бродячая собака» в конце 1913 года. Они были ровесниками, но на момент их знакомства Ахматова уже издала первый сборник стихов, а Анненков только начинал свою художественную карьеру. Он был восхищен поэтессой, боготворил ее талант и чтил Ахматову символом русской поэзии.
Ахматова, написанная Анненковым, — один из ее самых известных портретов, украшающий немалую часть ее поэтических сборников. Он был создан в 1921 году, когда умер Блок и расстреляли Гумилева. С минимумом выразительных средств (портрет был написан всего за один сеанс) у Анненкова получился глубокий трагический образ, ознаменовавший конец Серебряного века русской культуры.
«Портрет А. А. Ахматовой» — Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля
Портрет М. Э. Зарнекау (урожденной Пистолькорс) — ГМО «Художественная культура Русского Севера»
Портрет Марианны Зарнекау (урожденной фон Пистолькорс). 1924
Актриса-аристократка Марианна Зарнекау, в девичестве фон Пистолькорс, была известна распусканием слухов об императрице Александре Федоровне, и ее подозревали в соучастии в убийстве Григория Распутина. После революции она выступала на сцене под псевдонимом Павлова и вошла в состав труппы Большого драматического театра. Во время гастролей она осталась в Риге и продолжила гастролировать по Европе под новым псевдонимом — Марианна Фьори.
Зарнекау — видный персонаж светской хроники того времени. Она была постоянным гостем на придворных балах и маскарадах. Эскизы для ее костюмов создавал известный художник Лев Бакст, и Юрий Анненков тоже был в списке ее поклонников.
Театр занял важное место в биографии Юрия Анненкова. В России и Франции он оформил более 70 постановок в роли сценографа и художника по костюмам. Его театральная карьера началась в петербургском пародийном театре «Кривое зеркало», куда молодого художника, работавшего иллюстратором в журнале «Новый Сатирикон», пригласил для оформления спектакля «Homo sapiens» режиссер этого театра Николай Евреинов.
Декорации Анненкова продемонстрировали новый подход к сценографии — они стали играть такую же важную роль, как и герои постановки. Именно Юрий Анненков первым начал применять эти методы в театральной практике. Он считал, что декорации «должны быть психологичны».
Эскиз декорации к спектаклю «Газ». Большой драматический театр, Петроград, 1922
В 1922 году Юрию Анненкову предложили подготовить эскизы декораций к пьесе немецкого драматурга-экспрессиониста Георга Кайзера «Газ» на сцене Большого драматического театра. Режиссером спектакля был Константин Хохлов, разделяющий идеи экспрессионизма и конструктивизма. Постановка стала поворотной для художника и для БДТ. Театр с классическим репертуаром впервые обратился к экспрессионистской драме, а местом действия впервые стал современный завод.
Эскиз декорации к спектаклю «Газ» по пьесе Г. Кайзера, режиссер К. П. Хохлов — СПбГМТМИ
В «Газе» Анненков ярко и успешно выразил свои новаторские идеи о театре чистого метода и динамических декорациях. Художник придумал сложнейшую конструкцию из лестниц, маховиков, кранов, приводных ремней, натянутых проводов и прочих геометрических плоскостей. На протяжении всего спектакля вращались колеса, двигались рычаги, летали искры, вспыхивали световые сигналы, трещали предохранительные звонки, валил дым. В итоге «Газ» стал огромным хитом.
Чуковский К. И. «Мойдодыр. // Кинематограф для детей. Картинки Ю. Анненкова» — Собрание М. В. Сеславинского
В числе талантов Юрия Анненкова — иллюстрации к книгам и карикатуры. Интерес к этой сфере открылся у художника благодаря Корнею Чуковскому, с которым он был знаком с детства. Чуковский познакомил Анненкова с Михаилом Корнфельдом, издателем популярного еженедельного журнала «Сатирикон». Остроумные шаржи и карикатуры обеспечили Анненкову популярность в кругах художников и литераторов того времени. Широкое же признание пришло после иллюстраций к поэме Александра Блока «Двенадцать». Анненкова-иллюстратора отличает ироническая трактовка образов, подчас граничащая с гротеском. Художник отдает главную роль линии, прибегает к обобщению образов, сводит к минимуму второстепенные детали.
Рисунок к книге Корнея Чуковского «Мойдодыр». 1922–1923
В 1920-х годах Корней Чуковский готовил к изданию «Мойдодыра», и Юрий Анненков создал иллюстрации, ставшие классическими для сказки. С 1923 по 1945 год вышло более 25 изданий «Мойдодыра» с его иллюстрациями. Позже Анненков написал дружеский шарж на Чуковского, который стал популярной карикатурой.
Новый этап в жизни Анненкова начался летом 1924 года. Получив разрешение на выезд из СССР, он отправился в Италию, а затем и во Францию. Официальной целью его поездки было посещение XIV Международной биеннале в Венеции, где в советском павильоне был выставлен портрет Льва Троцкого его кисти. Именно тогда это масштабное полотно в последний раз экспонировалась публично. В разгар антитроцкистской кампании его уничтожили.
Ради Парижа Анненков покинул советскую страну, страдающую от последствий революции и Гражданской войны, голода и разрухи. Спустя год после приезда в Париж его работы активно выставлялись в частных галереях. Еще через несколько лет художник начал сотрудничество с французскими издательствами и русскими театральными режиссерами. Тогда же Анненков открыл для себя кинематограф. Он стал называть себя Жорж Анненкофф и в качестве художника по костюмам создавал образы для известных французских актеров.
Вид на Пантеон из Люксембургского сада. 1925
В Париже Юрий Анненков снова взялся за живопись. Он писал пейзажи, портреты и натюрморты, в том числе работая на пленере в Бретани. Картины французского периода начиная с 1925 года отличаются чертами нового стиля, в них много цвета. Но цветовые пятна не всегда совпадают с границами изображения. В работе «Вид на Пантеон со стороны Люксембургского сада» на первом плане изображена пышная зелень сада, а на заднем — величественное здание Пантеона, написанное тонкой контурной линией. Тут прослеживается влияние театральной сценографии, известной четким разделением на планы, кулисы и задний фон.
«Вид на Пантеон из Люксембургского сада». — Центр Помпиду / AM 4049 P. Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais / image Centre Pompidou, MNAM-CCI Центр Помпиду © Centre Pompidou, MNAM-CCI
07.04.20, 14:19