Благодаря инстаграму кондитерское искусство пережило небывалую трансформацию: глядя на сверкающие торты и пирожные самых причудливых форм, цветов и размеров, кажется, что вкус не так важен, как их внешний вид.
Динара Касько — украинская кондитерша с архитектурным образованием, взошедшая звезда этого нового искусства, объединившего еду, дизайн и фотографию. У нее 600 тыс. подписчиков в инстаграме, а творческом багаже — изобретенные ею торты, которые стоят по 80 долларов, эксклюзивный десерт для Фонда помощи детям «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой и производство сладостей на 3D-принтере. Совсем недавно Касько отметила день рождения, второй раз стала мамой и с BURO. пообщалась, пока ее сын сладко спал.
Во-первых, поздравляем! Скажите, подарили ли вам торт?
Мы праздновали в заведении, и нам пришлось купить торт — со своим нельзя. У них был медовик с бананом и орехами, обычный бисквитный торт, не такой, как я делаю. Совершенно не в моем вкусе, но я весь съела.
А какой в вашем вкусе?
Для меня торт был слишком сладким. В этом кафе торты очень сладкие, в них много шоколада, сахара, печенья «Орео» — такой американский стиль. Для этого стиля торт отличный. А мне нужно, чтобы было не так много сахара, возможно, меньше жира.
Как вы решили стать кондитершей?
Я всем рассказываю, что пошла в профессию, потому что я всеядная — я ем все. Есть такие люди: если им что-то не нравится, они не станут это есть, например, мороженое или шоколад. Вот я не из их числа. Я ем вообще все.
Вы себя кем в большей степени ощущаете:архитектором, кондитером или блогером?
Ну я совсем не блогер, потому что даже когда что-то выкладываю, практически никогда ничего не пишу. У меня нет обратной связи с аудиторией — в инстаграме это чисто моя страница. А архитектор или кондитер? Архитектурой я не занимаюсь, мне кажется, скорее, я занимаюсь предметным дизайном. Просто это дизайн кондитерских изделий. Или даже промышленный дизайн.
Вы занимаетесь специфическим направлением в кулинарном искусстве, которое скорее связано с отображением изделий в инстаграме, чем просто с едой. Можно ли считать это современным искусством?
Почему нет? Если ты делаешь что-то интересное, то это вполне может быть искусством. Безусловно, я работаю в разных направлениях. Мне необходимо создавать красивый контент — это важно для инстаграма. Но сейчас практически все кондитеры делают хороший контент, и стало сложно выделиться. К тому же у инстаграма изменилось ранжирование: можно сделать классную фотку, но ее могут не увидеть.
Плюс я создаю формы для десертов, которые удивляют людей. Еще веду мастер-классы, придумываю рецепты, сейчас разрабатываю меню для ресторанов, и это, безусловно , должно быть вкусно. Мне мало сделать одну картинку — необходимо составить рецепт, который будет работать и нравиться, поэтому я уделяю внимание всем составляющим. Я не могу сделать красиво, но невкусно, или вкусно, но некрасиво.
Как сделать так, чтобы фотография могла передать вкус еды?
Есть разные направления в фотографии. Есть натюрморты с кучей всего в кадре, а есть просто минималистичные, как у меня. Нужно просто выбрать направление, которое нравится, посмотреть видеоуроки и попытаться повторить. На самом деле нет ничего сложного. Ну или нужно нанимать людей, которые будут заниматься этим конкретно для вас.
Но вы-то сами снимаете?
Да, мы снимаем сами с мужем. Я начала фотографировать тогда же, когда и печь, наверное, в 2012 году. Сначала снимала на фотоаппарат без вспышки, просто на столе. Когда начала вести инстаграм, выкладывала как раз эти кадры, у меня их было очень много, примерно штук 300. Потом попала на конкурс, где надо было красиво сфотографировать торт. Мы поставили его на ватман, взяли вспышку, и фотография получилась гораздо лучше. Затем мы взяли еще один ватман, черный, потом стекло и постепенно начали снимать лучше, заметив, что чем круче кадр, тем больше лайков, фидбека и подписчиков. Так мы стали снимать интереснее и красивее. Плюс сами десерты начали делать так, чтобы удивить.
Теперь у меня своя фотостудия 100 квадратов, где стоит фото- и видеооборудование, светильники, фотоаппараты, штативы, фоны — целый цех.
Расскажите про свои фантастические формы и работу с 3D-принтерами.
В данный момент новые формы для десертов — моя основная задача. Я использую 3D-принтер (у меня их два) и мечтаю о машине под названием Waterjet, которая струей холодной воды под большим напором вырезает из шоколада — да и вообще из чего угодно — различные фигуры. Эта штука стоит несколько десятков тысяч евро, очень дорого, поэтому для повседневных задач мы используем фрезеровочный станок, но фрезер «тянет» шоколад, греет его, ломает, а та машина режет ровно. Есть еще принтеры, которые классно печатают шоколадом, получается идеально ровная печать.
Как на вас повлияла советская кондитерская школа?
Да никак! На самом деле, я не делаю традиционных тортов, вот ни разу в жизни не пекла «Наполеон», не делала «Картошку». Я не фанат. Если чего-то очень хочется, то могу пойти купить кусочек «Киевского торта» или «Наполеона».
Наблюдаете ли вы за работой коллег? Знаете Рената Агзамова, которого называют любимым кондитером Филиппа Киркорова?
Да, безусловно, я на многих подписана и вижу, что ребята делают. Конкретно про Рената: он уже не просто кондитер, мне кажется, а бизнесмен, который выстроил империю. Вряд ли он сам сейчас что-то печет. Даже я могу неделями не печь, несмотря на то, что у меня всего четыре сотрудника и я сама все время нахожусь на кухне. Когда бизнес принимает такие масштабы, это уже больше менеджмент, чем кондитерское искусство. Безусловно, работы классные. Делала бы я такое, заказала бы себе такое? Большой вопрос. В этом и есть плюс, что в кондитерской истории много различных направлений: кто-то делает массовые торты, кто-то — пирожные и кексы, кто-то — торты-дворцы, мороженое, круассаны. Всем хватает места.
Чем вы особенно гордитесь?
Горжусь грейпфрутовым десертом, который я создала для кафе «Жемчуга», средства от продажи которого пречисляются в фонд Натальи Водяновой «Обнаженные сердца». Я очень люблю грейпфрут. Когда-то давно я была на мастер-классе, кажется, у Мартина Диеза, у него был торт с грейпфрутом. Я ничего подобного до этого не пробовала! Потом по его мотивам я прорабатывала дома свои варианты, и в результате у меня появилось два рецепта: один с лаймом и базиликом, второй с грейпфрутом. Они очень похожи по текстуре, но разные по вкусу. Идеей было сделать что-то воздушное, нежное, с легчайшим бисквитом и муссом, и при этом, чтобы десерт был и сладкий, и кислый. Грейпфрутовый — как раз такой, но я бы сказала, что он на ценителя.
Представьте, что вы можете оставить лишь один десерт в мире, какой вы выберете?
Десерт моей мамы — «пальчики». Как эклеры с заварным тестом, сметаной, сахаром и какао. Для меня это не просто вкусный, но еще и очень ассоциативно важный десерт.
Нужно взять любое заварное тесто, испечь произвольной формы эклеры. Затем смешать сметану с сахаром в таком количестве, которое вам нравится. Охлажденные эклеры искупать в чаше со сметаной с сахаром, выложить горкой, сверху залить остатками сметаны и посыпать сахарной пудрой.
Попробовать десерты Динары Красько можно в кафе «Жемчуга»
в «Депо»
Лесная, 20, стр. 3