Искусство от 20 тысяч: перспективные художники с ярмарки blazar, по версии галериста Алисы Багдонайте

Вместе с Биеннале молодого искусства в Музее Москвы запустилась первая ярмарка blazar, на которой это самое молодое искусство можно приобрести. При средней цене в 30–60 тыс. рублей за работы авторов, которые фигурируют в нашей рубрике «Художники рисуют для BURO.» и, скажем, на Триеннале в «Гараже», blazar поражает не только доступностью (есть вещи и за 5–7 тыс.), но также осмысленностью и очарованием произведений. Редко бывает, что жгучее желание что-то купить совпадает с возможностью потратить суммы, буквально сэкономленные на завтраках, а онлайн-версия ярмарки еще упрощает процесс до цепочки сходил-посмотрел-подумал-купил на сайте.

По просьбе BURO. Алиса Багдонайте, главный куратор фонда «Голубицкое» и основатель галереи «Алиса», рассказывает (и показывает), на кого из художников blazar стоит обратить внимание.

Ольга Шурыгина, «Тарелка 4», «Шузбекистан», 45 000 р.
Ольга Шурыгина, «Тарелка 3», «Шузбекистан», 45 000 р.

Если до написания этого текста я не могла с уверенностью сказать, как на искусство помимо финансового удара повлиял коронавирус, то теперь все стало ясно: в Музее Москвы вы увидите ровно то, что устроители ярмарки смогли отобрать, глядя на прямоугольные экраны своих лэптопов. На выставке показывается только то, что не требует присутствия живого тела в трехмерном пространстве, так что вы увидите крайне мало медиаискусства, перформанса, инсталляции и скульптуры.

Несмотря на то что на ярмарке в основном представлено искусство плоское — по форме, — по части содержания есть удивительная глубина и хорошее качество работ, что тоже нетипично для молодых ярмарок. Среди красочных вещей, прекрасных для буржуазного интерьера, вы найдете и произведения музейного уровня. Мне жаль, что российские музеи не искушены и приобретения делают все чаще руками меценатов и коллекционеров, предоставляя именно им право выбирать то, что же должно войти в музейную вечность.

Федор Телков, Пальмы на улице 22 Партсъезда. Уралмаш из проекта «Гуманизация пространства», 20 000 р.
Маяна Насыбуллова, «24.01.2018. вещи из карманов», 60 000 р.
Маяна Насыбуллова, «Мем с Сашей Грей», 20 000 р.

Среди изобилия, предлагаемого на blazar, я бы выделила два укрупненных блока работ.

Первый назовем «Территория, антропология, память, идентичность». Здесь художники через призму разных техник задают вопросы: где мы находимся? как нам описать и понять себя? как принять окружающий контекст или хотя бы к нему подступиться? Меня удивило, как много на ярмарке работ, фиксирующихся на эфемерном настоящем или ускользающих, забывающихся эпизодах, особенно важных сейчас. Это позволяет путешествовать в пространстве и времени «не выходя из комнаты», однако преимущественно в прошлое. В этот блок я бы поместила уральские пейзажи Федора Телкова, «шузбекистанские» тарелочки Ольги Шурыгиной (Шузбекистан — воображаемое пространство, придуманное художницей. — Прим. BURO.) и эпоксидный янтарь Маяны Насыбулловой.

Егор Федоричев, «Комната Ипатьева», 975 000 р.
Шамиль Шааев «Зеркало в прихожей», 50 000 р.
Маша Сомик «Любовь», 65000 р.
Маша Обухова, «силуэт #2 проект “повелители мух”», 60 000 р.

Второй блок работ я бы окрестила «новым русский романтизмом» и наполнила его теми произведениями, которые, напротив, оторваны от контекста, устремлены в себя и наполнены тем, что мы так любим в классической русской литературе: саспенсом, страстью и даже исступлением. Здесь мой абсолютный фаворит Егор Федоричев. Помимо него я не упущу шанса увидеть вживую работы Шамиля Шааева, 9cyka, Тани Обуховой и Маши Сомик.

И в ту и в другую категории могут поместиться фотографии меланхоличного ландшафта Кристины Романовой и русского натюрморта Елены Аносовой. Как часто бывает, все зависит от того, кто и как будет на них смотреть.

9сука, «Лето», 80 000 р.

blazar

9–13 сентября, Музей Москвы

09.09.20, 17:24