Архитектурная экскурсия: модернистские здания Рио

Восхитительно, модерн!

В городе, ставшем домом Олимпийских и Паралимпийских игр в этом году, помимо пляжей и клиник пластической хирургии, вопреки сложившемуся (поверхностному) мнению, есть на что посмотреть

Во всем мире к сегодняшнему дню появилось огромное количество последователей родоначальника модерна Виктора Орта. Как и другие архитектурные образцы, модернистские здания в любой точке мира отличаются друг от друга, повинуясь нраву конкретного архитектора и климатической зоне, в которой постройке выпало появиться. Но в Рио-де-Жанейро удивительным образом можно встретить все: скандинавская сдержанность здесь сотрудничает с южным размахом.

Свою руку к архитектуре Рио, где модерн, к слову, доминирует, приложили такие именитые люди, как Лина Бо Барди, Оскар Нимейер и Лусио Коста, сумевшие здесь направить стиль, берущий начало из наследий Европы и Америки, в собственное русло. Влияние тропического климата, в богатой растительности которого бетонные блоки смотрятся наиболее уместно, — самый заметный, но далеко не единственный вектор, на который ориентировался здешний модерн. Чтобы разобраться во всем детально, мы выбрали 8 самых примечательных зданий Рио.


Музей современного искусства в Нитерое, 1996 год (архитектор Оскар Нимейер)

Начнем с жемчужины, многим ставшей знакомой после показа круизной коллекции Louis Vuitton 2017. Расположенный на берегу залива Гуанабара Museu de Arte Contemporânea de Niterói выступил в роли подиума показа и в секунду стал главным героем: восторженных отзывов от модной критики и любителей было множество. Здание даже не пришлось как-то особенно подготавливать: сухой бассейн на его верхушке и красные дорожки, ведущие ко входам в комплекс, и без того выглядят эффектно — космический корабль на просторах Земли. На трех этажах музея, кстати, собрана впечатляющая коллекция современного искусства со всего мира. 

 

Дворец Гуштаву Капанемы, 1943 год (архитектор Лусио Коста)

С 1960 года ставший зданием Министерства образования и здравоохранения, Дворец Гуштаву Капанемы был первой модернистской постройкой на обоих материках Америки. К проекту приложил руку Оскар Нимейер, стажировавшийся в тот момент у Косты, а также Карлуш Леао, Афонсу Эдуарду Рейди, Эрнани Васконселуш, Жоржи Макаду Морейра и специальный «звездный» гость — Ле Корбюзье. Словом, целая группа мастеров. Здание, над которым работали столько людей, не могло не получиться впечатляющим. Бетонная махина, «парящая» над землей на высоте 3 метров (с помощью бетонных же колонн, разумеется), была построена с использованием только лишь локальных материалов, как, например, португальская бело-голубая плитка. Конструкция такого масштаба в центре города выполняет все функциональные требования: охлаждает с помощью материалов и дарит тень. Ну и экономит место — все-таки 15 этажей. Смело для того времени и восхитительно в наши дни. 

 

Собор Святого Себастьяна в Рио-де-Жанейро, 1976 год (архитектор Эдгар Фонсека)

Покровитель города святой Себастьян почитается каждым жителем Рио не меньше, чем собственные родители. Здесь и правда очень развита духовность (несмотря на официальное разделение церкви и государства), поэтому вдвойне удивительно видеть в качестве храма что-то вроде 75-метровой работы Эдгара Фонсеки. Более того: собор стал кафедрой архиепархии Сан-Себастьян-до-Рио-де-Жанейро, сменив на этой должности вполне себе классическую постройку — собор Пресвятой Девы Марии Кармельской. Все эти перестановки в очередной раз подтверждают то, что духовность — внутри человека, а не в храме. Собор, напоминающий скорее майяскую пирамиду, нежели церковь, украшают масштабные витражи, а внутри предусмотрено 5 тысяч посадочных мест. 

 

Комплекс социального жилья Mendes de Moraes (Pedregulho), 1947 год (архитектор Афонсу Эдуарду Рейди)

Комплекс расположен в районе Сан-Кристован и стал одним из первых «камней» в индустриализации этой части Рио, благодаря которой в 1950—60-х годах в район стали стекаться мигранты со всей страны (кстати, здесь, как и во многих других частях Рио, широко развит футбол — национальная спортивная гордость  и обосновался клубный стадион Фигэйра-де-Мелу). Дом предназначался для госслужащих, а в комплексе есть все, чтобы не выходить за его пределы: спортзал, бассейн, школа, медицинский центр и магазины — Рейди уже в 1940-х знал, что значит «инфраструктура». 

 

Casa das Canoas, 1951 год (архитектор Оскар Нимейер)

Собственно, это и есть резиденция архитектора, которую он сочинил для себя и своей семьи в начале 50-х. Оставив в покое ландшафт, не избавившись ни от одного внушительного камня, лежащего на площадке, Нимейер вписал в этот участок земли дом, выполненный из стекла и бетона, окружив его живописной зеленью. Бассейн также повторяет природные формы камней — свобода и спокойствие как они есть. Дом расположен в курортной зоне Рио  прибрежной Барра-да-Тижука. Будете неподалеку  загляните за оградку. 

 

Променад пляжа Копакабана, 1970 год (архитектор Роберто Бурле Маркс)

Роберто Бурле Маркс известен также как экологист и натуралист. Это, на наш взгляд, объясняет лаконичный дизайн 4-километрового променада: мозаичные «волны» разных оттенков серого напоминают то колебания морской воды, то песчаные дюны. Более гармоничной и буквальной работы с локацией придумать просто невозможно. 

 

Музей современного искусства, 1955 год (архитектор Афонсу Эдуарду Рейди)

Возведенный в северо-восточной части парка Фламенго, спроектированного, кстати, Марксом, упомянутым выше, музей пронизан панорамными окнами и плоскими выступами со всех фасадов. Выступы образуют под фундаментом здания «ножки», на которых держится конструкция. Выглядит это не менее безумно, чем звучит, — глаз не оторвать. На крыше здания, куда можно подняться по спиральной лестнице, расположен ресторан и бар с видом на залив Гуанабара и гору Сахарная Голова, так что после знакомства с местным артом можно будет приняться и за кулинарное искусство. Звучит как план. 

 

Институция Морейры Саллеса, 1951 год (архитектор Олаво Редиг-де-Кампос)

Раскинувшийся в зеленом массиве природного лесопарка Гавеа, комплекс первоначально предназначался для семьи финансиста и дипломата Уолтера Морейры Саллеса — гиганта бразильского бизнеса. Там он планировал устраивать пышные вечеринки для высокопоставленных гостей, о чем и сообщил в ТЗ архитектору Олаво Редиг-де-Кампосу. Трапециевидный внутренний двор с бассейном неправильной формы в центре был окружен домом со стеклянными стенами: таким представляли «тусовочный спот» тогда, таким он и остался сегодня. Заказчик оказался непростым — и для него пришлось разрабатывать все, вплоть до дверных ручек (буквально: они должны были идеально ложиться в руку Саллеса). Сейчас же в здании проходят различные культурные выставки и мероприятия богемного толка, так что своего первоначального предназначения оно практически не утратило. 

Галя Бушуева

18.08.16, 16:50