Что Олимпиада в Рио значит для пропаганды бразильской кухни

Направление – кариока

Владимир Гридин

«Кариока» – так в Бразилии называют все, что произведено в штате Рио-де-Жанейро, и жителей столицы Олимпиады. А еще это один из самых интересных фуд-трендов, который может быть инициирован спортивными состязаниями, считает наш гастрономический обозреватель Владимир Гридин

«Российские спортсмены, находящиеся в Олимпийской деревне в Рио-де-Жанейро, устали от еды в местной столовой и ждут приезда своего повара», — сообщают информагентства. Еда, говорят, неразнообразная, атлетам хочется пельменей и борща. Швейцарская теннисистка Тимеа Бачински жалуется не на разнообразие, а на безвкусность олимпийской кормежки. «Еда здесь просто ужасная. У нее нет вкуса. Для профессиональных спортсменов такие условия неприемлемы», — цитирует теннисистку сайт Tennis World. Может, поэтому в ресторан быстрого питания McDonald's стоят такие очереди, что тут неожиданно для всех в один из дней закончились бургеры?

На Олимпиаду в Рио прибыли 10 500 атлетов из 207 стран мира. Чтобы быть быстрее, выше, сильнее, они — тут Бачински совершенно права — должны не только тренироваться, но и хорошо питаться. Именно поэтому кулинарные службы в олимпийской столовой вершат с утра до вечера, круглосуточно: завтраки начинаются в пять утра, в 11 их сменяет ланч, в пять вечера начинается ужин, а с 23 часов еду готовят для тех, кто голоден. Огромный ангар по площади превышает несколько футбольных полей. Тут готовят 60 000 порций еды в день. Китайские спортсмены едят привычную пищу, приготовленную китайскими поварами из бразильских продуктов. Индийская сборная добилась включения в рацион столовой Олимпийской деревни блюд индийской кухни (в нем также фигурируют блюда народов Африки, Америки и Европы). Несмотря на всеобщую популярность пиццы, макарон и азиатских блюд, особая комиссия, отвечающая за питание во время Олимпиады, решила сделать акцент на бразильской кухне.

«Лучшее из Бразилии» — это и самое важное олимпийское меню, и программа развития бразильской кухни на ближайшие несколько лет. Эксперты говорят, что Олимпиада может вывести ее в мировые трендсеттеры, если правильно разыграть карту. Официальные лица утверждают, что бразильская кухня способна «показать миру разнообразие культуры и региональных пищевых привычек». Чем же ямайский легкоатлет Усэйн Болт, британский пловец Адам Пити и британский теннисист Энди Маррей лакомятся в бразильском буфете олимпийского Рио?

Помимо более четырех десятков экзотических фруктов (среди них карамбола, маракуйя, черимойя и кокона), рыбы в кокосовом молоке (мокека) и рагу из креветок (бобо), тут можно найти эсфиху. Эта популярная в Рио закуска может быть и пирожком, и мини-пиццей с мясом, колбасками, мягким сыром и даже рыбой. Паста из гуавы (гоябада) с мягким сыром у бразильцев известна как «Ромео и Джульетта». В полном соответствии с названием, эта пара вместе быть не должна, но вполне счастлива и обходится при этом без трагического финала. Кстати, в Бразилии этот десерт едят на тосте, вместо джема с маслом. Куиндум напоминает пирог с заварным кремом, сделанным из кокоса, сахара и массы яичных желтков. Кошинья — разновидность крокетов с мясом курицы.

Мокека

Куиндум

В Рио понимают, что само по себе видное место бразильских блюд в меню спортсменов и прессы (журналистов тут в два с лишним раза больше, чем атлетов, и это совсем неплохая реклама бразильской кухне) не может обеспечить их популярность. Поэтому среди важнейших принципов олимпийской кухни — 2016 значится изобретательность в составлении здорового и сбалансированного меню, создание блюд с бразильскими продуктами, которые можно быстро приготовить и легко съесть. «По всему миру, — говорят фуд-чиновники в Рио, — спортивные мероприятия имеют плохую репутацию из-за невкусной и скучной еды. Мы верим, что бразильские продукты способны разрушить этот стереотип, а поварам они помогут придумать блюда, которые легко и удобно есть на ходу. Растущий кариока-тренд в самых необычных комбинациях использует тапиоку и маниок в здоровом питании. Эти продукты можно задействовать и для сокращения количества мусора: из прессованного маниока можно делать съедобные тарелки».

Хотя для большинства бразильская еда — что-то такое же далекое, как Марс, ее вполне можно попробовать в Москве. Кошинью и мокеку подают в недавно открытом бразильском ресторане Bossa Nova. Бобо готовят в «Латинском квартале». Там же можно попробовать фейжоаду, жаркое из пяти видов копченого мяса с фасолью. В обоих местах и не в одном мясном ресторане столицы можно заказать стейк пиканья — cамый известный бразильский отруб. И практически везде — бефстроганов. Хотя блюдо это и русское, бразильцы любят его так же, как имена Игорь или Юрий.