И что не нравится американцам
Наш гастрономический обозреватель Владимир Гридин расспросил своих друзей и знакомых о том, что их раздражает в ресторанах страны
Недавно я был на званом ужине в ресторане "Москвич" при музее ретроавтомобилей. Это вместительное, изящное пространство с предсказуемой, но симпатичной едой, одним словом, заведение, вполне подходящее для банкетов, свадеб и прочих застолий. На столь искрящемся здоровом фоне выделялась одна из официанток. В ее неспешной, ленивой походке вразвалку, манере скидывать с руки тарелки на стол отчетливо читалась неприязнь ко всему происходящему и в первую очередь к собственному месту в этом мире. Ей точно не нравилась ее работа. Это сильно поубавило градус моего благодушия. И еще: она жевала. Не жевательную резинку, а основательно, словно тайком проглатывала там, за тяжелой портьерой, отделяющей зал от стола раздачи, лучшие куски из заказанных блюд, а потом спешно дожевывала их на ходу, работая челюстями. Поведение за гранью дозволенного профессией, не так ли? Ее коллеги объяснили, что девушка вовсе не таскает еду с тарелок, просто так у нее проявляется нервный стресс. Мой вопрос немедленно обрел новую формулировку: можно ли считать профпригодным нанявшего нашу официантку рекрутера?
Обслуживание, сервис, манера официантов общаться — самый больной вопрос ресторанного дела. Это любимая мозоль и рестораторов, и их гостей. Хамство, равнодушие, (не)навязчивое обслуживание — все с этим сталкивались. Официант может смотреть на тебя в упор и не видеть. Официант может идти спиной к тебе и другим посетителям, даже если движется через весь зал. Официант может заездить уши ласкательно-приторными "хлебушек, рыбка, салатик, селедочка" до полного слипания. Официант чаще всего не улыбается тебе. Да бог с ней, с улыбкой! Он просто не рад, что пришел еще один клиент. Официант может не записать заказ ("Я все всегда запоминаю!") и не принести половину. Официант может забрать недоеденное блюдо и недопитый стакан. Официант может поставить на стол тарелку со сколотым краем и положить грязные приборы (надо признать, в том, что они грязные, виноват, конечно, посудомойщик, а в скобках — жадный директор ресторана). Официант может принести счет, в котором будут перечислены блюда совсем не из вашего заказа. От официанта может разить пóтом, у него могут быть неухоженные руки (грязные или обкусанные ногти, заусенцы), быть в плохом настроении — от всего этого обычно в прямом смысле бегут. Куда глаза глядят. В другое заведение.
А там нас встречают фразой: "Вас ожидают?" От нее меня просто воротит. Я чувствую себя так, словно пытаюсь пробиться на закрытый прием, а не поесть в ресторане. Хостесс, конечно, хочет как лучше — помочь найти предположительно ожидающих меня друзей, а получается как всегда: обливает ушатом презрения и вызывает ощущение неловкости. И все это вместо того, чтобы задать тот же вопрос, но не сразу после приветствия, а в середине разговора. Ощущать неловкость мне со временем надоело, и я обычно отвечаю на этот вопрос вопросом: "А разве вы меня не ждете?" Ставит в тупик, но не гарантирует, что даже не в час пик тебя посадят за столик у окна (мы все любим их больше прочих, там светлее и праздничнее), а не в дальний угол. И почему на самых замечательных столиках всегда стоит табличка "резерв" — все два, а то и три часа, что ты обедаешь?
И почему на самых замечательных столиках всегда стоит табличка "резерв" — все два, а то и три часа, что ты обедаешь?
Музыка в стиле тыц-тыц-тыц не даст ни расслабиться, ни поговорить, ни подумать спокойно. Орет особенно рьяно днем и ранним вечером, когда в ресторанах зачастую проходят деловые встречи. На просьбу сделать потише отвечают: "А людЯм нравится", "Нам менеджер запрещает" или "Не положено". Кем? Громкий звук — примета фастфуда, торопящего на выход. Сомнительный саундтрек однозначно плохая рекомендация. Шум бара в основном зале — все эти кофемашины, блендеры, шейкеры — раздражает тех, кто хочет тишины и покоя. Не соответствующая интерьеру и концепции заведения музыка (например, забойный транс в кафе-кондитерской) тоже не добавит баллов.
А там нас встречают фразой: "Вас ожидают?" От нее меня просто воротит. Я чувствую себя так, словно пытаюсь пробиться на закрытый прием, а не поесть в ресторане
Заглянем в меню. Оказывается, половину из него нельзя заказать: нет сыра, баклажанов и говядины, значит, нет мусаки, баба гануш, имам баялды, аджапсандали, капонаты, соте, гуляша, скоблянки, азу, пасты с болонским рагу и много чего еще! Не факт, что заказанные блюда будут соответствовать фотографиям в меню или в рекламных листовках или даже описанию. "Вариации на тему" прекрасны на джазовом концерте, но не в ресторане, где хочется определенности.
Возмущают неухоженные или попросту грязные, тускло освещенные туалетные комнаты, где нет зеркал и горячей воды (да, такие все еще есть!). Раздражают свернутые в трубочку бумажные салфетки (если не в курсе, их сворачивают руками и "заклеивают" слюной все те же официанты). Сил нет, когда пахнет прогорклым маслом, "зажаренным" до черноты мясом и прочей "высокой" кухней. Бесит, когда простой заказ делают час, блюда приносят вразнобой, а не вместе, чтобы можно было есть одновременно с визави. Возмущают бегающие и орущие дети. Нервирует чай и кофе по цене обеда, а все сидят с важными лицами и делают вид, что так и надо. Я не говорю о самой еде. Она должна быть вкусной. Без этого все остальное не имеет смысла. Но ее, придуманную гениальным поваром на кухне, способно уничтожить, растоптать, растереть в порошок все, что упомянуто выше.
Музыка в стиле тыц-тыц-тыц не даст ни расслабиться, ни поговорить, ни подумать спокойно. Орет особенно рьяно днем и ранним вечером, когда в ресторанах зачастую проходят деловые встречи
Впрочем, не стоит обольщаться, мы не уникальны в своих стенаниях и плачах. Американский Национальный исследовательский центр опросил в марте этого года 1003 граждан США на предмет жалоб на рестораны, и вот что выяснилось. Американцев не меньше нашего раздражают грязные или плохо оборудованные туалеты (73%), грязные приборы (76%), хамство персонала (72%), неряшливые официанты (67%), остывшие напитки и блюда (66%), несоответствие описания еды реальности в тарелке (54%), завышенный счет (48%), плохо расположенный столик (38%), слишком близко стоящие столики (39%), шумные или непривлекательные соседи (38%), ощущение, что вас торопят поскорее закончить трапезу (61%). Но среди американских нареканий есть и такие: недостаток диетологической информации о блюдах (14%), автоматическое включение чаевых в счет (50%), не готовый спустя 15 минут после времени заказа столик (50%), так много диетологической информации о блюдах, что есть уже не хочется (50%), официанты не приносят воду, пока их не попросишь (27%) — в России об этом пока еще не думают. И слава богу. У нас и без того накопилось немало претензий к кафе и ресторанам, в которые мы ходим не только за пищей телесной, но и за толикой счастья. Удастся ли достучаться до небес, чтобы нас услышали?
Другие истории
Подборка Buro 24/7