Многие до сих пор полагают, что реализм — скучнейшее направление в искусстве, апофеоз которого — знакомое с детства "Утро в сосновом бору". Мы решили доказать, что это не так
Реализм — очень живучее направление изобразительного искусства. В узком смысле под ним понимают позитивизм, и зародился он в таком случае лишь в 1855 году в "Павильоне реализма" Густава Кюрбе. Однако сейчас в мире искусства к реализму относят и работы куда более ранних художников: Караваджо, Веласкеса, Вермеера, — выполненные в стиле барочного иллюзионизма. XX век, как известно, перевернул человеческие представления буквально обо всем окружающем, а в искусстве навел невиданную доселе сумятицу. Именно в столетии абстракции реализм почувствовал себя необычайно комфортно. Оставим в стороне французскую живопись XIX века, передвижников и социалистический реализм — за ним достаточно спуститься в московское метро — и посмотрим, как может выглядеть реальность за пределами "соснового бора".
Американский реализм. Эдвард Хоппер
Американский реализм вырос из классического стремления художников зафиксировать окружающую реальность в эпоху, когда фотографическое сходство, необходимое во времена первых шагов фотографии, стало ненужной условностью. Эдвард Хоппер, пожалуй, ярчайший представитель направления. Для творчества художника, которого еще при жизни называли "гением американской живописи", характерно несколько типичных сюжетов и образов-знаков. Человек в ситуации тотального одиночества или погруженности в себя — главный герой полотен Хоппера. Переживания персонажей, на первый взгляд лишенных каких-либо индивидуальных черт, считываются предельно легко. Классический пример — женщина с картины "Утреннее солнце", воплощающая тотальную потерянность и одиночество. Кажется, любой человек мог бы примерить эту роль на себя. Свет, наполняющий комнату на картине, — образ, присутствующий во многих работах художника. Хоппер однажды сказал: "Я стремился написать солнечный свет на стене дома". Художник воплотил свое желание буквально в картине "Солнце в пустой комнате". Свет — жизнеутверждающее начало, воплощение реальности, данность, часто контрастирующая с внутренним состоянием человека. Окно — еще один знаковый образ. Это граница, разделяющая пространства и жизни, проводник в мир чужой тайны. Картина "Ночные окна" исчерпывающе выражает эту идею: через окно взгляд вуайериста (которым оказывается любой, кто разглядывает картину) проникает в тайны частной жизни случайной городской жительницы. "Саспенс" — идеальное слово, чтобы выразить настроение многих полотен Хоппера. Неслучайно здание со знаменитой картины "Дом у железной дороги" послужило прототипом особняка в культовой киноленте Альфреда Хичкока "Психо".
Новый реализм. International Klein Blue
27 октября 1960 года группа французских художников подписала манифест, декларирующий начало "нового реализма". В группу входили Ив Кляйн, Мартиал Райс, Даниэль Спери, Арман и другие живописцы. Художники решили, что восприятие окружающего мира должно отойти от господствующей лиричной абстракции, но при этом не упасть в объятия буржуазной фигуративной живописи. Мир для новых реалистов состоял из образов, которые можно художественно освоить и превратить в произведение искусства. Конструкции они предпочитали деконструкцию, поэтому в противовес коллажу художники придумали собственный метод — деколлаж. Характерно, что в том же году наиболее знаменитый член группы Ив Кляйн запатентовал формулу собственного "идеального" синего цвета — International Klein Blue. Полотна Кляйна, сплошь закрашенные этим цветом, кажутся чистой абстракцией. В действительности к реальности они имеют самое непосредственное отношение: однажды художник признался, что ему всегда хотелось написать кусок идеального неба.
Фотореализм. Ричард Эстес и Чарльз Белл
Если американский реализм пренебрегал дотошным фотографическим сходством, то фотореализм и его более продвинутый собрат гиперреализм довели детальность и фотографическую точность до предела. Реалии окружающей действительности, схваченные в максимальном "фокусе" фотореалистами, превращаются в сложносочиненную мозаику. Излюбленный сюжет художников этого направления — городской пейзаж. Ричард Эстес — один из ярчайших представителей фотореализма, мастер городского пейзажа конца XX века. Работы мастера подчеркнуто безлюдны, как, например, известная картина "Центр города". Несколько зданий, вход в метро, витрины, металл автомобиля отражают дневной свет, акцентирующий каждую составляющую пейзажа. Сверхточность изображения как бы заявляет: все, что нас окружает, одинаково достойно внимания и восхищения.
Другой фотореалист Чарльз Белл — классик современного натюрморта. Если натюрморты великих голландцев отличаются изящной гармонией расстановки предметов, мягкостью цветов и приглушенным светом, то работы Белла обжигают дерзкой яркостью красок. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на самые известные произведения художника — полотна "Пинбол" и "Жевательная резинка XV". Как и великие соратники по жанру прошлых веков, художник изображает прозаичные предметы повседневности, в которых знающий глаз способен отыскать особую очаровательную красоту. Старые оловянные игрушки, стеклянные шарики, леденцы сияют, как новогодняя гирлянда. Но работы художника не только о красоте и яркости мира. Калейдоскоп сияющих безделушек — тревожное напоминание о екклесиастовской "суете сует" современного мира агрессивной рекламы, консюмеризма и тотальной нехватки времени.
Современная скульптура. Рон Муэк
Скульптуры Рона Муэка могли бы быть примером идеального, анатомически точного воспроизведения реальности, если бы не одно "но". Герои художника с искусно вживленными волосами, прочерченными морщинками и проработанными изъянами либо неестественно огромны, либо нереально малы. Гротескные размеры работ не чисто визуальный прием, а действенный способ выразить внутренний смысл произведения. Исполинский "Мальчик, сидящий на корточках", представленный на Венецианской биеннале 2001 года, воплощает стремление спрятаться, скрыться, остаться наедине с собой. А размер скульптуры намекает, что сделать это порой невозможно. Подобное происходит с другой героиней Муэка — огромной женщиной из работы "В постели". Пребывание в кровати — очень интимный момент повседневной жизни человека. Если герои Эдварда Хоппера пребывают в одиночестве в любых декорациях, то работы Рона Бауэра говорят о том, что скрыться от посторонних и побыть наедине с собой в современном мире становится труднодостижимой задачей. Иное послание несет небольшая работа "Папа мертвый". Скромные размеры скульптуры исключают любую мысль о том, что перед нами настоящий труп. Таким образом, смерть освобождается от плотской составляющей и приобретает исключительно метафизический смысл. Художник предлагает публике осознать тщетность подавляемого страха перед неизбежным.
Другие истории
Подборка Buro 24/7