Главные события Международного месяца фотографии
Международный месяц фотографии был официально открыт на прошлой неделе, когда в Мультимедиа Арт Музее свою выставку представила Джессика Лэнг
Московская Фотобиеннале в феврале началась с выставки "Другой Лондон", созданной в сотрудничестве с лондонской Tate, а также экспозиций Эрвина Блюменфельда и Гарри Виногранда. Ключевые темы Фотобиеннале-2014: "Великобритания", Visual Power и "Звездное небо" — так или иначе обыграны на нескольких московских выставочных площадках: в Мультимедиа Арт Музее, ММОМА, Галерее Зураба Церетели, "Манеже" и не только. О главных выставках фестиваля, который был официально открыт несколько дней назад, рассказываем в нашем гиде.
Андре Штайнер. Фотографии
Когда: с 27 февраля по 20 апреля
Где: Мультимедиа Арт Музей
Авангардист Андре Штайнер, близкий к течению "Новый взгляд", наряду с Ман Реем, Морисом Табаром и Брассаем желал освободить фотоискусство от всех условностей и традиций. Его пластические, технические и эстетические эксперименты первой половины XX века стали классикой "Нового взгляда".
Штайнер верил в безграничные возможности науки, а себя считал прежде всего техником. Фотограф с точностью дозировал визуальные эффекты: в абстрактных композициях, фотоколлажах и даже в рекламных съемках. Заказчики оценили его мастерство: Штайнер сотрудничал с журналами Voila, Mieux Vivre, Vogue и Harper's Bazaar.
Иван Бианки. Фотографии Санкт-Петербурга и Москвы 1850—1870-х годов
Когда: с 27 февраля по 23 марта
Где: Мультимедиа Арт Музей
Швейцарец Иван Бианки — один из основоположников фоторепортажа и архитектурной фотографии. Во второй половине XIX века он объехал Москву и Санкт-Петербург, желая познакомить современников с Российской империей. Он был лично знаком с выдающимися архитекторами того времени и без устали снимал обновляющиеся царские резиденции, особняки и дачи петербургской знати, Красную площадь и дом Пашкова в Москве, а также банки, гостиницы, вокзалы и многое другое.
Дома именитых людей Петербурга распахнули перед ним свои двери, и Бианки показал увиденное внутри широкой публике. В общей сложности в Петербурге он провел 32 года и, вернувшись на родину, страшно тосковал по берегам Невы. Мультимедиа Арт Музей представляет десятки снимков из его "русского" фоторепортажа, в который Ивану Бианки удалось вложить максимум души и информации.
Джессика Лэнг "Незримое", Дэвид Херн "Земля моего отца", Крис Стил-Перкинс и Ширин Нешат "Не спрашивай, куда ушла любовь"
Когда: с 13 марта по 20 апреля
Где: Мультимедиа Арт Музей
Черно-белые снимки из путешествий по Мексике, Нью-Йорку, Сицилии, России вошли в новую выставку Джессики Лэнг под названием "Незримое". Американская актриса и фотограф вот уже около 15 лет не расстается с камерой Leica и обожает выходить на фотоохоту в полном одиночестве, вступая в диалог с городом и находя в нем особенные вещи.
Дэвид Херн и Крис Стил-Перкинс — два фотографа знаменитого агентства "Магнум", оба из Великобритании — представляют свои снимки в одном зале. По словам директора МАММ Ольги Свибловой, выставлять их вместе стало нелегкой задачей.
По стечению обстоятельств Дэвид Херн родился в Англии, но отец и все его предки были валлийцами. На изучение своей культуры фотограф, ставший ключевой фигурой британской репортажной фотографии, отвел почти тридцать лет. В 22 года он получил мировое признание как автор фоторепортажа о венгерской революции (1956). А дальше, в период с 1960-х до 1990-х, он активно снимал в Уэльсе традиционные сцены местной жизни, рабочих, заводы, а также появление "инородных" элементов, таких, как японские фабрики по производству микрочипов и цифровой техники или ларьки, торгующие гамбургерами.
Англичанин Крис Стил-Перкинс снимал в то же время, что и Дэвид Херн. Он документировал британское общество с начала 1970-х, а наибольшую известность получил как автор альбома 1979 года The Teds — всестороннего исследования банды лондонских Teddy Boys (хулиганов), настоящего феномена того времени. Далее Стил-Перкинс отправился в многолетние странствия по миру — от Африки до Афганистана и Японии.
Современная иранская художница Ширин Нешат провела в Неаполе несколько дней и была очарована городом. Вместе с итальянским фотографом Лучано Романо она решила сделать серию портретов с актерами местного экспериментального театра. Каждый снимок фиксирует максимальный накал эмоций героя, воздух словно звенит от боли, пронизан мольбой о спасении, надеждой начать все сначала. Название выставки — "Не спрашивай, куда ушла любовь" — Нешат взяла из песни египетской певицы Оум Калтум. Ее работа становится также метафорическим портретом Неаполя, способного к бесконечному возрождению.
Сара Мун "Без пяти пять"
Когда: с 27 марта по 26 апреля
Где: Мультимедиа Арт Музей
Сара Мун выставляется на московском Фотобиеннале не впервые: два года назад Мультимедиа Арт Музей показывал ее проект "Черная шапочка". Теперь французский фотограф и режиссер, автор фильма об Анри Картье-Брессоне, а также модель на снимках Хельмута Ньютона и Ги Бурдена готовится к московской выставке "Без пяти пять".
Московский музей современного искусства
Когда: с 12 марта по 20 апреля
Где: Московский музей современного искусства (ММОМА)
Корпус ММОМА в Ермолаевском переулке заполнили фотографии, видеоработы и инсталляции молодых российских и зарубежных художников. Второй этаж заняла выставка арт-группы "ЕлиКука" под названием "Пропаганда фотографирования" — Олег Елисеев и Евгений Куковеров придумали порядка двадцати смешных атрибутов для съемки. Среди них — левитирующий диван, прибитая к стене кровать, перевернутый туалет и многочисленные картины-маски.
Швейцарский фотограф Маттье Гафсу представил снимки из своих путешествий по Альпам — изображения заснеженных гор соседствуют на выставке с пустынными городскими пейзажами из серии "Ла-Шо-де-Фон". Рядом с "Антиромантической Швейцарией" Гафсу представлена инсталляция Анастасии Богомоловой "Дача/Сад", в которой художница ностальгирует по детству, бабушкиному огороду и рассказывает через эту метафору историю всей своей семьи.
Прошлому посвящает свою работу и Анастасия Цайдер, которая в серии "Русские интерьеры" ностальгирует по облику советских учреждений 1970—1980-х годов. На примере провинциального города Куркийоки, где здания и сегодня сохраняют прежний вид, фотограф создает образ универсального российского города.
В своих черно-белых диптихах Женя Миронов сочетает два смысла в лучших традициях концептуалиста Джона Балдессари, только в области фотографии. Его работы — это тоже своего рода "1+1=1": автор организует на фотографии стык объектов, внешне очень похожих, но не связанных друг с другом ранее. Так между снимками начинается конфликт, который, разрешаясь, рождает третий смысл в голове зрителя.
"Новый Манеж"
Гордон Паркс "Американская история", Андерс Петерсен "Вернувшись домой"
Когда: с 22 марта по 19 апреля
Где: Мультимедиа Арт Музей
Выставка в рамках Фотобиеннале заявлена как крупнейшая в Европе ретроспектива Гордона Паркса. На ней фотограф, сотрудничавший с журналами Life, Vogue, Glamour, рассказывает свою "Американскую историю": в ней показаны жизнь простых афроамериканцев, портреты знаменитостей, а также немного того, что он встречал за пределами США.
Шведский фотограф Андерс Петерсен показывает суровую северную действительность: в серии его колоритных работ под названием "Возвращение домой" читаются и жестокость, и депрессия, и печаль. Его проект посвящен провинции Вермланд и ее жителям.
Григорий Ярошенко "Британия", Дмитрий Лукьянов "ДКданс", Виктор Ершов "Инаковидящий"
Когда: с 27 марта по 26 апреля
Где: Галерея искусств Зураба Церетели
Великобритании, одной из главных тем Фотобиеннале этого года, посвящена выставка Григория Ярошенко, запечатлевшего современный Лондон. Дмитрий Лукьянов, как и многие другие участники фестиваля, ностальгирует по прошлому — его снимки из серии "ДКданс" посвящены постсоветской эпохе. Третьим автором, выставка которого в конце марта откроется в Галерее Зураба Церетели, стал советский фотограф Виктор Ершов, запечатлевший повседневную жизнь 1970-х годов.
Фотобиеннале-2014 проходит при поддержке Росбанк, Renault, Новатэк, MasterCard и Ahmad Tea с 18 февраля до 8 июня.