Интервью Buro 24/7: Джессика Лэнг
Американская актриса и фотограф открыла в Москве выставку Unseen
Джессику Лэнг знают по "Американской истории ужасов", фильмам "Почтальон всегда звонит дважды", "Кинг-Конг" и "Тутси", как лауреата премий "Оскар" и "Золотой глобус" и просто как замечательную актрису. Другая важная часть ее жизни — фотография — известна гораздо меньшему кругу людей. Этой весной Москва может познакомиться с ее снимками на выставке "Незримое", которая проходит в Мультимедиа Арт Музее в рамках Международного месяца фотографии. Лэнг собрала более 140 своих работ из многочисленных путешествий в черно-белую фотолетопись и приехала на открытие своей первой российской выставки. Большую часть дня она провела с директором МАММ Ольгой Свибловой, а после серии интервью Джессика Лэнг отправилась на пресс-конференцию по случаю официального старта "Фотобиеннале-2014", затем на само открытие и, наконец, на закрытый ужин в ресторан Door 19.
Мы поговорили с Джессикой о занятии фотографией, которое позволяет ей жить "просто и свободно", не терпит суеты и доставляет огромное удовольствие. Учась на художественном факультете Университета Миннесоты, Джессика прослушала курс фотографии и сильно увлеклась этим занятием. Но серьезно вернулась к нему лишь 15 лет назад. А тогда, в возрасте 18 лет, Лэнг вырвалась из США и сбежала в Европу. Ее жизнь круто изменилась.
Вы вновь взяли камеру в 1990-х годах, после перерыва. Как изменилось ваше видение за это время?
Меня интересовала фотография, когда я была молодой, но тогда серьезно я ею не занималась. Активно снимать я начала лишь 15 лет назад, когда стала путешествовать. Однако, должна сказать, фотография всегда была частью моей жизни, она меня окружала. Я любила фотографов и коллекционировала понравившиеся мне снимки. Большое влияние на меня оказали Йозеф Куделка, Анри Картье-Брессон, Мануэль Браво. На их работы из своей коллекции я могу смотреть часами.
Что значит "серьезно"?
Я имею в виду то, что в молодости фотографией, по сути, не занималась. Да, интерес к ней существовал всегда, но я ушла в другую сторону. Занималась театром, пантомимами в Париже, потом вернулась в Нью-Йорк и погрузилась в актерское мастерство, снималась в кино... Только 15 лет назад, когда мне подарили камеру Leica, я стала снимать чаще. Это был очень медленный процесс. Раньше у меня не было законченных проектов в голове, теперь же рождаются конкретные идеи.
"Я не могу снимать по графику: для работы мне нужно побыть наедине с собой"
Вы до сих пор используете камеру Leica?
Да, и снимаю только на пленку. Я никогда не работаю с цифровым фотоаппаратом, потому что такие снимки оставляют меня равнодушной: я считаю, что пленке присуща определенная тактильность, чувственность, если можно так сказать. Она имеет глубину. Знаю, что с цифровой фотографией можно производить бесчисленное количество манипуляций, создавать зернистость, однако для меня она не имеет того веса, который имеет пленка.
В целом очаровывает "старый" подход к созданию фотографии. Сейчас мне нравится работать с дагеротипами, и я общаюсь с теми фотографами, которые возвращаются к этой "антикварной" технике. Они раскрашивают снимки вручную, например. Думаю, за последние годы было потеряно очень многое.
Я также занимаюсь фотогравюрой: меня очень интересует процесс работы с негативом, когда ты используешь медные пластины, наполняешь их чернилами, делаешь отпечатки и прогоняешь их через печатный станок. Это дает работе особую глубину, и она становится еще более интересной, нежели традиционная печать на серебряно-желатиновых пластинах.
В вашем проекте Unseen есть фотографии из Мексики, Нью-Йорка, Сицилии и, также, России. Каким было ваше путешествие и что вы здесь снимали?
Снимок сделан в Мариинском театре, где я смотрела балет. Я посещала Россию лишь однажды, и не как турист, а как посол доброй воли ЮНИСЕФ. У меня была определенная миссия: мы работали в детских домах.
Не могу сказать, что много снимала — время было ограниченным, а мне всегда нужно познакомиться с местом. Если говорить о туристических достопримечательностях, они меня мало интересуют.
В Мексику же я могла приезжать год за годом, узнавая это место лучше и лучше. У меня сложились, условно говоря, интимные отношения с ней.
Я не могу снимать по графику, мне нужно побыть наедине с собой.
Расскажите, пожалуйста, историю о Донате Вендерс*, которая стала, в некотором смысле, вашей "крестной матерью" в публичной сфере.
Она была первым человеком, кому я показала свои фотографии. Несколько лет до этого момента я снимала, проявляла, печатала, так сказать, в стол. Приехав в Нью-Йорк, я показала ей десять своих снимков. У Донаты была профессиональная мастерская, и она предложила напечатать их в большом формате. Она очень меня поддерживала. Благодаря ей, собственно, у меня и изменился взгляд на свои работы.
*жена режиссера Вима Вендерса — прим. ред.
Почему вы оставили Америку и переехали в Европу?
Это очень легко объяснить: мне было 18 лет, я только закончила Университет Миннесоты. Я познакомилась с группой молодых фотографов, документалистов, которые сказали: "Мы собираемся на юг Испании, будем снимать фильмы про цыган, которые танцуют фламенко в Андалусии" — и предложили поехать с ними. "Хочу ли я остаться в Миннесоте? — подумала я. — Нет, пустите меня на волю!" Я пустилась в это приключение, и с него начался мой путь.
В каком жанре вы любите снимать? И менялся ли он с течением времени?
Я снимаю все, что находит у меня эмоциональный отклик. Это и люди, и пейзажи, и архитектурные сооружения. Сейчас я собираюсь поработать над первым полноценным проектом: планирую проехать через всю территорию США и задокументировать этот процесс.
Как в проект "50 фотографий" попала Патти Смит?
Случайно. Когда я была у Патти Смит на День благодарения, Сэм Шепард (драматург, гражданский муж Джессики Лэнг — прим. ред) сказал мне: "Почему ты не покажешь свои фотографии Патти?" Так она стала одной из первых, кто посмотрел мои снимки. Два года спустя издательство powerHouse обратилось ко мне с вопросом о выпуске книги и поинтересовалось, кто должен написать для нее предисловие. Тут я вспомнила о Патти. О том, как она рассматривала мои работы — ее восприятие мне было очень близко. Патти Смит согласилась и сказала, что всегда мечтала сделать это.
Кто в вас перевешивает? Актриса или фотограф?
Когда я играю какого-то персонажа, который меня захватывает, то чаша весов склоняется в сторону актерского мастерства. Но приезжая в Мексику, я вижу что-то необыкновенное, имею возможность это задокументировать, и во мне вновь побеждает фотограф.
Хочется ли вам схватить в руки фотоаппарат на съемочной площадке?
Нет, это меня не интересует. Знаю, что многие актеры фотографируют друг друга в процессе съемок, однако для меня это другой мир.
Расскажите немного о своем проекте It's About a Little Bird.
Все началось с невинного занятия. Мне всегда нравились фотографии простых людей, раскрашенные вручную открытки, которые были популярны еще в начале XX века. Я фотографировала своих внучек, и мне хотелось раскрасить их портреты, как в старину. Меня очень заинтересовала эта техника. Затем, в одно прекрасное утро, я проснулась с историей, которую мне захотелось рассказать. Я написала ее для детей и вручную раскрасила снимки. Потом ее увидели редакторы и предложили издать ее.
В одном из недавних интервью вы сказали: "Я хочу дожить остаток жизни без целей, просто и свободно". Фотография позволяет вам это?
Да, фотография дает мне необозримую свободу, особенно если сравнивать ее с кино, театром. Я чувствую, что передо мной открывается дверь нового приключения, и это прекрасно.
То есть мы больше не встретим вас в больших картинах?
Должна признаться, что уже завершаю свою кинематографическую карьеру. Но, может быть, вы еще пару раз увидите меня на экране.