Идеальная пара: "В гостях у Родченко и Степановой"

Выставка в Пушкинском

В отделе личных коллекций Пушкинского музея проходит выставка, посвященная 120-летию одной из амазонок русского авангарда

Ничего удивительного в том, что юбилей Варвары Степановой — "неистовой Степановой с нежными чувствами", как ее определил Маяковский, — снова стал поводом для демонстрации творчества обоих супругов. И надежда увидеть Степанову одну, без Родченко и не в компании еще пятерых "амазонок авангарда", как было в Третьяковке в 2001 году, снова оказалась несбыточной мечтой. Почему Родченко и Степанова по праву считаются идеальной парой? Потому что прожили долго, работали вместе, вместе конструировали, рисовали, придумывали, клеили, cколачивали и фотографировали. Степанова, опора в "житейских делах", часто брала на себя административные заботы, с которыми отлично справлялась, но оставалась оригинальным художником и экспериментатором. Вместе они прожили 40 лет; семейное равновесие пошатнулось лишь однажды, когда Родченко увлекся своей ученицей, талантливым фотографом Евгенией Лемберг — именно она изображена на знаменитой  фотографии "Девушка с лейкой". 

1920 — начало 1930-х — годы расцвета необыкновенно интенсивной деятельности и успеха. О том, что пара была почти единым творческим организмом, свидетельствуют письма Александра Михайловича жене и матери из Парижа весной 1925 года. Он уехал тогда монтировать павильон СССР на культовой Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности и каждый день слал отчеты своей "милой Муличке" — именно то, что Маяковский называл "документальной прозой": впечатления, бытовые подробности, жалобы на сложности текущей работы. Фактически Родченко первый и последний раз в жизни пробует на вкус Запад и формулирует весьма острые наблюдения. Восток кажется ему здоровым и живым. Запад — технологичным и безвкусным.

Варвара Степанова. "Чаплин". Эскиз обложки. 1927. Собрание ГМИИ им. А. С. Пушкина

Варвара Степанова. "Композиция №15". Линогравюра. 1919. Собрание ГМИИ им. А. С. Пушкина

Выставка в Пушкинском музее очень хороша. Во-первых, потому что необходима. Наследие Родченко и Степановой — азбука советского авангарда, важно было бы иметь его в открытом доступе постоянно. Раз такой возможности пока нет, любой показ их опусов — событие культурной жизни. Во-вторых, Степанову знают и любят как мастера прозодежды и автора текстильных рисунков, но она явно недооценена как живописец. Нынешняя выставка в Пушкинском музее дает возможность влюбиться в ее экспрессивную манеру и навсегда запомнить "Музыкантов" и "Автопортрет" 1920 года, неповторимо жесткий стиль ее "фигур и голов". И, наконец, хороша выставка потому, что кураторское усилие внятно и по-своему концептуально.

Коллекцию произведений звездной пары много лет назад передали в дар музею их дочь Варвара Родченко и внук Александр Лаврентьев, он же выступил одним из кураторов. Что предлагает экспозиция? Тематические разделы, в которых перемешаны живопись, графика, плакаты, предметы, мемориальные вещи: например штаны и ботинки Родченко и пудра и губная помада, привезенные им жене из Парижа. Есть письма,  художественная и документальная фотография, работы учеников и так далее. Материала достаточно, чтобы вылепить несколько убедительных портретов этой пары. Есть Родченко и Степанова — утописты, и будущее — "единственная их цель", есть родоначальники дизайна и рекламы в СССР, есть Родченко — "аналитик" и Степанова — "синтетик", они же знаменитые участники авангардистских выставок, они же представлены как дерзкие исследователи формы, соратники Маяковского и Брикова, которые шрифтами и авангардным сочетанием графики и текста поддерживают идеи "ЛЕФа". Нам снова напоминают, что Родченко и Степанова — умопомрачительные графики, столпы полиграфии и издательского дела: их плакаты и книги до сих пор под лупой изучают студенты самых модных швейцарских и голландских учебных заведений.

Очень лаконично, но интересно трактована преподавательская деятельность во ВХУТЕМАСе. Известно, что Родченко вел графику в одной из мастерских на младших курсах живописного факультета ВХУТЕМАСа с конца 1920 по начало 1922 года, преподавал и дальше, уловив для себя как мастера пользу в общении с одаренными учениками.

Александр Родченко. "Лучших сосок не было и нет..." Текст В. В. Маяковского. Рекламный плакат для "Резинотреста". 1923. Реконструкция В. А. Родченко. 1965. Собрание ГМИИ им. А. С. Пушкина

Варвара Степанова. "Белые очки" (костюмы белых). Эскизы костюмов для спектакля "Через красные и белые очки". 1923. Собрание ГМИИ им. А. С. Пушкина

Все образы этих больших художников, предложенные на выставке, добротны и нелживы. Однако поздний период их жизни фактически остался за кадром. "Артисты цирка" — тема фотографий и живописи Родченко в 1930—40-х годах — не в состоянии закрыть трагическое несовпадение авангардных художников с периодом сталинской "культуры два". Циркачи могут лишь намекнуть на трагические матаморфозы, произошедшие в творческой жизни двух удивительных людей. Но даже будучи обвиненными в формализме и лишенными возможности работать, они оба сумели сохранить свои уникальные дарования. Не зря ведь еще в 1921 году Родченко сообщил своим студентам, что "человек, организовавший свою работу, свою жизнь и самого себя, и есть современный художник".

Варвара Степанова. Рисунок для ткани. 1924. Собрание ГМИИ им. А. С. Пушкина

Варвара Степанова. "Три фигуры. Музыканты". № 23. 1920. Собрание ГМИИ им. А. С. Пушкина

Александр Родченко. Заголовок для входа. 1925. Из серии проектов оборудования для советского раздела Международной выставки декоративных искусств и художественной промышленности в Париже "Рабочий клуб СССР". 1925. Собрание ГМИИ им. А. С. Пушкина

Александр Родченко. Пространственная конструкция № 10. 1920. Собрание ГМИИ им. А. С. Пушкина
Александр Родченко. Линия № 128. 1920. Собрание ГМИИ им. А. С. Пушкина

Александр Родченко. Беспредметная композиция № 50. Из серии "Композиции движений проектированных и крашенных плоскостей". 1918. Собрание ГМИИ им. А. С. Пушкина

Мария Савостьянова

19.01.15, 16:30

  • Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2014; Архив А. Родченко и В. Степановой, 2014