В отделе личных коллекций Пушкинского музея проходит выставка, посвященная 120-летию одной из амазонок русского авангарда
Ничего удивительного в том, что юбилей Варвары Степановой — "неистовой Степановой с нежными чувствами", как ее определил Маяковский, — снова стал поводом для демонстрации творчества обоих супругов. И надежда увидеть Степанову одну, без Родченко и не в компании еще пятерых "амазонок авангарда", как было в Третьяковке в 2001 году, снова оказалась несбыточной мечтой. Почему Родченко и Степанова по праву считаются идеальной парой? Потому что прожили долго, работали вместе, вместе конструировали, рисовали, придумывали, клеили, cколачивали и фотографировали. Степанова, опора в "житейских делах", часто брала на себя административные заботы, с которыми отлично справлялась, но оставалась оригинальным художником и экспериментатором. Вместе они прожили 40 лет; семейное равновесие пошатнулось лишь однажды, когда Родченко увлекся своей ученицей, талантливым фотографом Евгенией Лемберг — именно она изображена на знаменитой фотографии "Девушка с лейкой".
1920 — начало 1930-х — годы расцвета необыкновенно интенсивной деятельности и успеха. О том, что пара была почти единым творческим организмом, свидетельствуют письма Александра Михайловича жене и матери из Парижа весной 1925 года. Он уехал тогда монтировать павильон СССР на культовой Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности и каждый день слал отчеты своей "милой Муличке" — именно то, что Маяковский называл "документальной прозой": впечатления, бытовые подробности, жалобы на сложности текущей работы. Фактически Родченко первый и последний раз в жизни пробует на вкус Запад и формулирует весьма острые наблюдения. Восток кажется ему здоровым и живым. Запад — технологичным и безвкусным.
Выставка в Пушкинском музее очень хороша. Во-первых, потому что необходима. Наследие Родченко и Степановой — азбука советского авангарда, важно было бы иметь его в открытом доступе постоянно. Раз такой возможности пока нет, любой показ их опусов — событие культурной жизни. Во-вторых, Степанову знают и любят как мастера прозодежды и автора текстильных рисунков, но она явно недооценена как живописец. Нынешняя выставка в Пушкинском музее дает возможность влюбиться в ее экспрессивную манеру и навсегда запомнить "Музыкантов" и "Автопортрет" 1920 года, неповторимо жесткий стиль ее "фигур и голов". И, наконец, хороша выставка потому, что кураторское усилие внятно и по-своему концептуально.
Коллекцию произведений звездной пары много лет назад передали в дар музею их дочь Варвара Родченко и внук Александр Лаврентьев, он же выступил одним из кураторов. Что предлагает экспозиция? Тематические разделы, в которых перемешаны живопись, графика, плакаты, предметы, мемориальные вещи: например штаны и ботинки Родченко и пудра и губная помада, привезенные им жене из Парижа. Есть письма, художественная и документальная фотография, работы учеников и так далее. Материала достаточно, чтобы вылепить несколько убедительных портретов этой пары. Есть Родченко и Степанова — утописты, и будущее — "единственная их цель", есть родоначальники дизайна и рекламы в СССР, есть Родченко — "аналитик" и Степанова — "синтетик", они же знаменитые участники авангардистских выставок, они же представлены как дерзкие исследователи формы, соратники Маяковского и Брикова, которые шрифтами и авангардным сочетанием графики и текста поддерживают идеи "ЛЕФа". Нам снова напоминают, что Родченко и Степанова — умопомрачительные графики, столпы полиграфии и издательского дела: их плакаты и книги до сих пор под лупой изучают студенты самых модных швейцарских и голландских учебных заведений.
Очень лаконично, но интересно трактована преподавательская деятельность во ВХУТЕМАСе. Известно, что Родченко вел графику в одной из мастерских на младших курсах живописного факультета ВХУТЕМАСа с конца 1920 по начало 1922 года, преподавал и дальше, уловив для себя как мастера пользу в общении с одаренными учениками.
Все образы этих больших художников, предложенные на выставке, добротны и нелживы. Однако поздний период их жизни фактически остался за кадром. "Артисты цирка" — тема фотографий и живописи Родченко в 1930—40-х годах — не в состоянии закрыть трагическое несовпадение авангардных художников с периодом сталинской "культуры два". Циркачи могут лишь намекнуть на трагические матаморфозы, произошедшие в творческой жизни двух удивительных людей. Но даже будучи обвиненными в формализме и лишенными возможности работать, они оба сумели сохранить свои уникальные дарования. Не зря ведь еще в 1921 году Родченко сообщил своим студентам, что "человек, организовавший свою работу, свою жизнь и самого себя, и есть современный художник".
19.01.15, 16:30
Другие истории
Подборка Buro 24/7