"Сказки Пушкина", "Карамазовы", "Алиса в Зазеркалье" и многое другое
Вопросы о том, на какой спектакль пойти с друзьями, а на какой вести родителей, мы слышим часто, так что доверили дело эксперту и попросили театрального критика Аллу Шендерову помочь разобраться с проблемой выбора
Главное, что надо помнить, читая предлагаемый путеводитель по столичной афише: любые деления людей на группы и касты — условны и неправильны. Скучные и несведущие родители вполне могут оказаться тонкими ценителями Роберта Уилсона, а дети, которых вы держите за малолетних неучей, в отличие от вас, давно прочли Достоевского. Просто вы уже лет десять не общались ни с теми, ни с другими всерьез.
1. Куда идти с друзьями
Для продвинутых друзей подходит практически любой спектакль «Гоголь-центра». Особенно если это «Кому на Руси жить хорошо» — актуальное прочтение поэмы Некрасова, «Обыкновенная история» по Гончарову, героев которой Серебренников переселил из Петербурга 19-го века в сегодняшнюю Москву, или «Мертвые души», у которых категорически неженское лицо — все роли доверены мужчинам. В итоге выходит грандиозный скетч о том, как шайка упырей, способных мгновенно прикинуться кем угодно, обманывает Чичикова (обрусевший американец Один Байрон), думавшего, что обманет всех сам. Особый шарм спектаклю добавляют монологи «О моя юность, о моя свежесть» (последний слог сопровождается характерным жестом кулака вверх) и «Русь, куда несешься ты...» — композитор Александр Маноцков превратил их в зонги. На спектакль можно и нужно брать подростков.
Ближайшие даты: 26, 27 марта.
Еще один вариант — «Бунтари», поставленные на малой сцене МХТ 23-летним Александром Молочниковым. Это рок-спектакль о русских бунтарях и бунтах — от декабристов до наших дней. Пушкин, получивший облик актера Григория Сиятвинды, раскатывает на роликах, намекая Николаю I, что если тот его репрессирует, то солнце русской поэзии закатится. Декабристы не могут заснуть перед выступлением на Сенатской и выясняют, кто больше «обос.ался от страха». Даниил Хармс, вероятно, был бы доволен этим спектаклем — пусть не логичным, но остроумным и с бешеным драйвом.
Ближайшие даты: 13, 14 марта.
«Молчи, Эдип» — премьера Владимира Мирзоева в Театр.doc, поставленная по новой пьесе самого тонкого драматурга своего поколения — Максима Курочкина. Дело, само собой, происходит не в античной Греции, а у нас. В большой стране, которая, по словам режиссера, «больна Эдиповым комплексом — и поэтому ведет себя как маленькая». Подробности этого нового спектакля пока неизвестны, но предыдущий доковский опыт Мирзоева — «Толстой — Столыпин. Частная переписка» был на редкость удачен. Он, кстати, до сих пор в репертуаре.
Ближайшие даты: «Молчи, Эдип» — 9 апреля, «Толстой — Столыпин. Частная переписка» — 4 и 5 апреля.
В меру консервативных друзей можно приглашать в «Мастерскую Петра Фоменко». Например, на «Войну и мир. Начало романа». Это давний спектакль, поставленный мастером Петром Фоменко, когда его ученики еще ходили в подмастерьях. Если вам скажут, что это тот самый «настоящий русский реалистический театр», — не верьте, потому что Фоменко всегда тяготел к гротеску и условности. Спектакль не просто иллюстрирует, а оживляет первые части романа, в которых Наташа Ростова (Вера Строкова) еще носит детские платьица, еще жива Лиза Болконская (Ксения Кутепова), а князь Андрей (Илья Любимов) только вот-вот взглянет на небо под Аустерлицем. Лучше прозу Толстого в сегодняшнем театре пока никто не поставил.
Ближайшие даты: 19 марта, 25 апреля.
Собственно, друзей, с осторожностью относящихся к радикальному искусству (или не слышавших о нем вовсе), можно приглашать туда же, куда родителей.
2. Куда идти с родителями
Передовых родителей можно взять с собой в Театр наций на «Сказки Пушкина» в постановке Роберта Уилсона. Режиссеров такого уровня, как 73-летний Уилсон, в мире — единицы. Цветом, светом, искусством сценографии и всем прочим, что у нас пренебрежительно называется «театром формы», он владеет, как никто. Само собой, Уилсон никогда не ставит «как написано», сочиняя изысканную звукопись и визуальный ряд по канве какого-то известного сюжета. В данном случае режиссер вдохновлялся иллюстрациями Билибина, картинами Врубеля, рисунками самого поэта и даже старыми советскими мультиками. «Сказки Пушкина» наверняка понравятся и подросткам — своей стильной, позаимствованной у знаменитых мюзиклов легкостью, смешными, утрированными голосами, выпевающими стихи как джаз, как рэп, как блатной шлягер («ель в лесу, под елью — бэлка...»), и полным отсутствием дидактики. Зритель же искушенный заметит дрожащий в глубине, в волнах то ли неба, то ли моря, кораблик, расслышит в веселых ритмах дуэта CocoRosie распевный плач. А уж опытные театралы точно ухмыльнутся, подумав, что черный кокошник на элегантной злодейке-ткачихе из «Сказки о царе Салтане» (Дарья Мороз) как будто взят напрокат у Грушеньки из «Карамазовых» Константина Богомолова — спектакля о неизбывной нашей «достоевскости». Хотя, разумеется, ждать от постановки проникновения в тайники русской души не нужно.
Ближайшие даты: 5—9 апреля.
Раз уж мы начали про «Карамазовых», скажем, что продвинутых родителей вполне можно пригласить и на этот спектакль. В нем два антракта — по крайней мере, вы успеете пообщаться, если же они слишком устанут, могут покинуть зал после второго. Хотя и лишат себя незабываемой развязки. Роман поставлен близко к тексту, но с учетом всех рефлексий на тему Достоевского; в итоге вышла масштабная фреска о заповедной стране, которую умом не понять, аршином общим не измерить. Грандиозной оказывается уже первая сцена — приезд Карамазовых к Зосиме (Виктор Вержбицкий). Про то, как играет папашу Карамазова Игорь Миркурбанов, стоит написать отдельно. Поклонники традиционного театра оценят тщательность, с которой сделана его роль, а радикалы — бешеный драйв и злой постмодернистский юмор этого Федора Палыча.
После интеллектуальной работы самое время развлечься. «Свидетель обвинения» в МХТ — пример качественного развлекательного театра, куда можно пригласить и передовых зрителей, и неискушенных. И родителей, и друзей, и даже подростков. Предложив МХТ рассказ Агаты Кристи, переделанный самой писательницей в пьесу, француженка Мари-Луиз Бишофберже выбрала на главную роль Ренату Литвинову. Речь идет об убийстве пожилой леди, завещавшей состояние единственному другу — безработному Леонарду Воулу (Игорь Верник). Воул клянется адвокату, что не убивал, и просит вызвать главную свидетельницу — свою красотку-жену, которую он вывез после войны из коммунистического Берлина. Тут-то и начинается аттракцион. Стилизованная под Марлен Дитрих (в 1957-м немецкая дива сыграла эту роль в кино), белокурая Рената с нежным «я-я, натурлих», стальными глазами и мертвой хваткой, оказывается не той, за кого себя выдает. Жестокости этой дамочки не выдерживает даже привычный ко всему королевский адвокат (Сергей Чонишвили). «Женщины — мстительные чудовища», — бросает он в зал. И зал верит — до тех пор, пока дамочка не выкидывает такой кунштюк, что и сэру адвокату, и ее готовому к электрическому стулу мужу остается лишь мальчишески краснеть и смотреть на нее снизу вверх.
Ближайшие даты: 28 апреля.
3. Куда идти с детьми и подростками
Тех, кто уже читал сказки Пушкина, можно вести на «Сказки Пушкина» (см. раздел «С родителями»). Всех без исключения — на «Алису в Зазеркалье» в «Мастерскую Петра Фоменко». Очень красивый спектакль Ивана Поповски начинается с того, что огромная золоченая рама, обрамляющая театральный занавес, превращается в тающую на глазах зеркальную гладь, — целое море Зазеркалья, как выразилась одна моя 12-летняя знакомая. Пол, на котором Алиса (Вера Строкова) прыгает, играя в классики, оказывается шахматной доской. Чудес на сцене происходит столько, что фильм Тима Бертона с его цифровыми эффектами отправляется на заслуженный отдых. Чего стоит сад с кокетливыми живыми цветами и кустами в форме шахматных коней, которые так и норовят ускакать, и улыбка Чеширского Кота, мелькающая в глубине сада (то есть на продолжающем сцену экране).
Ближайшие даты: 16, 17, 23 апреля в 13:00.
В РАМТе с недавних пор завелся кролик. Отличный «Кролик Эдвард» в постановке Рузанны Мовсесян, на которого приглашают публику от 7 лет. Но 15-летние (и даже 20-летние) растрогаются тоже. Это вроде бы традиционно поставленный спектакль, в котором доходчиво воссоздан сложный механизм: как и от чего в фарфоровой груди игрушечного кролика может забиться живое сердце. «Так от чего?» — спросите вы. Ответ: «Только благодаря страданиям». Но никакой тоски и назидательности в «Кролике» нет. Зато есть трансатлантический корабль, который вдруг пересечет рампу и поплывет над головами зрителей, как по волнам.
Ближайшие даты: 20, 24, 30 марта в 12:00.
«Онегин. Своими словами» в «Школе драматического искусства». Спектакль, которым, как сказано в программке, лаборатория Дмитрия Крымова открывает серию из четырех постановок для детей, подходит и для родителей. Здесь вам нацепят бумажный бант, расскажут, как был устроен театр XIX века, и покажут, как Татьяна (Анна Синякина) гоняла старушку-няню открывать и закрывать окно, пока писала свое любовное послание. А еще напомнят о том, как больно бывает оглянуться на свою жизнь и понять, что самое важное в ней ты, оказывается, упустил. В финале самые младшие получают конфетку из рук раненого поэта. А самые старшие сглатывают ком в горле.
Ближайшие даты: 3, 5, 6 апреля.
P. S. Умных подростков можно вести практически на любой хороший взрослый спектакль, где не обещают обильной крови и не очень сильно раздеваются, — даже если на программке написано «18+». Не забывайте: по телевизору они и не такое видят.
4. Куда позвать эстета
Самая сложная рубрика на самом деле лишь дополняет все предыдущие. Начать можно со «Сказок Пушкина» Роберта Уилсона в Театре наций. А продолжить — практически любым спектаклем Константина Богомолова и Кирилла Серебренникова. Поскольку эстеты любят новинки, стоит показать им мхатовских «Мушкетеров» Богомолова. Отправляясь на них, надо помнить, что это не Дюма, да и вообще, сюжет в данном случае неважен. Важен тот новый театральный язык, который раз за разом придумывает Богомолов. А что еще может заставить команду лучших мхатовских артистов четыре часа кряду дышать в унисон с залом, а зрителей — устраивать овацию в финале? А теперь — минутка спойлера. Д'Артаньян (Евгений Перевалов или Данил Стеклов) краснодарского разлива приехал в Москву учиться на актера, а попал в мушкетеры. Живущие «по понятиям» Атос, Портос и Арамис (Игорь Миркурбанов, Андрей Бурковский и Игорь Верник) сперва хотели его убить, но передумали. В королевстве мушкетеров есть король дядя Саша (Александр Семчев), запретивший снимать любое кино, кроме порно. Хотя правит не он, а кардинал Решалье (Виктор Вержбицкий), он же Смерть. Смерти противостоит Любовь, она же королева Иринапетровна (Ирина Мирошниченко), влюбившаяся в поп-звезду, он же лорд Бэкингем (Павел Табаков). Атос, Портос и Арамис уверены, что служат Любви. А Миледи, она же бывший мушкетер Вадим Роже (Марина Зудина), служит Смерти. Почему так вышло, объяснять не будем — тем более что все три акта в этом разбирается Атос, ставший жертвой метаморфоз «М» и «Ж».
Ближайшие даты: 22 марта, 20 апреля.
«Звуковые ландшафты» в «Школе драматического искусства». Музыкант Петр Айду восстанавливает старинные аппараты, предназначенные для шумового оформления в театре. С появлением звукозаписи шум дождя, раскаты грома и пение птиц заменила граммофонная, а потом и магнитная пленка, но Айду вернул старинные механизмы к жизни. В «Звуковых ландшафтах» это не подсобная техника или реквизит, а музыкальные инструменты и герои перформанса. С помощью научившихся играть на звуковых аппаратах артистов и хора театра «Школа драматического искусства» Айду создает четыре шумовых пейзажа одного давнего летнего дня. Удовольствие получат и любители музыкального театра, и даже те, кто не помнит, был ли когда-нибудь в опере. В марте спектакль будет играться в рамках фестиваля «Золотая маска», поскольку справедливо претендует на приз в номинации «Эксперимент».
Ближайшие даты: 27, 29 марта.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7