Команда @talk2men в лице Ксении Пономаренко на прошлой неделе встретилась с директором Центра современной культуры "Гараж" Антоном Беловым — в продолжение серии интервью, которые девушки провели с Ильей Бачуриным, Александром Цекало и Вадимом Дымовым.
Если раньше с известными мужчинами говорили о моде или кино, то беседа с Антоном Беловым была полностью посвящена искусству. Обсудить с ним удалось не только главное на данный момент дело в его жизни — "Гараж", но и Венецианскую арт-биеннале, которая вот-вот стартует.
Антон Белов и Ксения Пономаренко
К.П.: Как начинался твой путь в сфере искусства?
А. Б.: Я учился на физика-химика в Институте стали и сплавов. Мой друг оказался творческим человеком, благодаря ему и я начал интересоваться искусством, познакомился с галеристами, с работой фонда "Артхроника" и многими другими, стал им помогать и дальше изучать арт. Затем я создал проект Artguide — приложение для iPhone и сайт — путеводитель по московским выставкам, галереям. И, несмотря на то, что он задумывался как узкоспециализированный, любой гость столицы с его помощью может сориентироваться, куда пойти.
Потом я познакомился с создателями Центра современной культуры "Гараж" — общение началось с дискуссий о развитии русского искусства, затем мы перешли к обсуждению путей совместного развития этого центра современной культуры, и так сложилось, что меня пригласили его возглавить. Вместе с Дашей Жуковой мы продолжили менять его в сторону "институции".
Сейчас у нас в Центре существуют научный, выставочный, образовательный отделы, мы также издаем книги, работаем с издательством Ad Marginem. В прошлом году, например, мы выпустили 11 книг, все они связаны с культурой. Кстати, у нас есть еще и региональная программа. Но реализовывать ее намного труднее, поскольку ты не у себя дома. В этом году мы работали над проектом на Чукотке, в прошлом — в Нижнем Новгороде, провели там кинопоказы, мастер-классы.
К.П. : Сколько лет вы сотрудничаете с "Гаражом", и в чем, по-вашему, заключается его основная миссия?
А. Б.: Почти три года. Я считаю, что "Гараж" — это платформа, развивающая в человеке новое мышление. Семейные мастер-классы по современному искусству, детские образовательные курсы, даже кафе с уникальной подачей — все это должно зарождать в человеке новое понимание. Мы в первую очередь ориентируемся на российскую аудиторию, потому что нам нужно менять среду, воспитывать ее и растить. Это мы и считаем нашей основной задачей.
Антон Белов
Центр современной культуры "Гараж", активно работающий с Хансом-Ульрихом Обристом, выбрал на должность главного куратора англичанку Кейт Фаул. Какой будет ваша совместная работа и когда она стартует?
Работа уже стартовала, Кейт вовлечена во все виды деятельности "Гаража", включая и исследовательские. Ее первый кураторский выставочный проект откроется в сентябре — это будет экспозиция Джона Бальдессари. Думаю, что 2014 и 2015 годы мы целиком будем планировать с Кейт и изначально закладывать всю структуру развития вместе с ней.
Антон Белов
К. П.: Россияне действительно покупают много искусства или это миф?
А. Б.: Искусство покупают, но все по-разному. Многие начинают приобретать русскую классику, чаще всего то, что понятно — Айвазовский, Шишкин. В целом, мне кажется, что коллекционирование искусства — естественная потребность человека, который морально до этого дорос.
Покупательский интерес никогда не падает, он перетекает из сектора в сектор или из страны в страну. Люди начинают собирать предметы искусства, когда они чувствуют пульс жизни, поэтому, когда коллекционируешь искусство, рано или поздно тебя начнет волновать вопрос: а что же происходит сейчас? И как это отображено в искусстве?
Антон Белов
К. П.: Какие мероприятия в твоем годовом календаре являются must-see?
А. Б.: Стараюсь посещать Венецианскую биеннале, в первую очередь потому, что это прекрасный город. Всегда показателен проект Art Basel, но не знаю, поеду ли я туда в этом году — я имею в виду именно сам швейцарский Базель. А вот в Гонконг, где Art Basel претендует на звание главной азиатской выставки, я решил поехать. Art Basel во всех своих проявлениях действительно интересен.
К. П.: Дорого участвовать в выставке подобного уровня?
А. Б.: Для галереи — очень дорого. Все, естественно, зависит от размера стенда. Французская Fiac, например, в этом году стоила дороже, чем Art Basel, хотя по уровню выставка в Базеле намного престижнее. Для небольшой российской галереи участие обходится в сумму от 30 до 60 тысяч евро. Это очень дорого, поскольку многие галереи находятся в стадии ручного управления бизнесом, они эту стадию не перескочили — то ли случился кризис, то ли время не позволило.
К. П.: Вернемся к списку must-see?
А. Б.: Я считаю, что раз в году нужно ездить в Нью-Йорк и посещать MoMA. Лондон — обязательно Tate Modern. Париж — Центр Помпиду, там всегда бывают интересные выставки. Также всем рекомендую посетить такой проект, как DIA Art Foundation. Это большой выставочный центр на гигантских складах, он расположен под Нью-Йорком, в городе Бикон. Туда можно добраться как на поезде или машине, так и на вертолете.
Они не стали конкурировать с тем, что происходит в Нью-Йорке, решив, что картинную галерею может собрать каждый, а выставить гигантские инсталляции — нет. Многие музеи просто физически не могут это себе позволить.
А что касается биеннале, я бы не рекомендовал ехать на само открытие, это очень профессиональное событие, которое требует понимания и участия. У русских помимо сотни профессионалов в Венецию приезжает еще и тысяча тусовщиков.
К. П.: Каковы шансы России получить "Золотого льва" как лучший национальный павильон на биеннале?
А. Б.: Шанс есть всегда. Вопрос в хорошей презентации. В прошлый раз мы выставляли важнейшего для нас художника — Андрея Монастырского. Но он был так представлен, что это было никому не понятно.
К. П.: Русский павильон на биеннале впервые возглавит иностранец — немец Удо Киттельман. Что вы об этом думаете?
А. Б.: Это нормальная практика. Иногда кураторы даже приглашают иностранных художников представлять национальный павильон. Показать идею, которая волнует всю страну — вот основная задача.
К. П. Сейчас наблюдается некоторый бум на искусство самоучек и непрофессионалов — от "Музея всего", выставка которого сейчас проходит в "Гараже", до Венецианской арт-биеннале (ее тема под названием "Энциклопедический дворец" отсылает к проекту итальяно-американского художника-самоучки Марино Аурити). Как вы думаете, в чем причина этого явления?
А. Б. Это очень популярная тема, потому что нынешний куратор Венецианской биеннале — Массимилиано Джони — очень молод, ему 40 с небольшим. Обычно такую работу доверяют кураторам за 60, а он получил эту должность в довольно-таки мальчишеском для этой сферы и работы возрасте. И понимая, что трудно превзойти Жана-Юбера Мартена, Джони сделал ход конем и разбавил биеннале: в ней 50 процентов работ профессиональных художников, а другая половина — творения самоучек и самородков из далеких регионов.
Это одновременно и некий вызов и тренд, который говорит о том, что сейчас необязательно находиться в контексте, читать Делеза и объяснять произведения их понятиями, а достаточно просто быть самородком со своим внутренним смыслом и опытом. С одной стороны, это пугает, с другой — открывает некие горизонты. Нынешняя Венецианская биеннале будет очень показательной в этом плане — интересно посмотреть, как куратор раскроет тему.
К. П. Для участия в основном проекте биеннале "Энциклопедический дворец" выбраны трое русских художников: Николай Бахарев, Виктор Алимпиев и Евгений Козлов, и включены они в число более чем 150 авторов из разных стран. Почему именно на них пал выбор Массимилиано Джони, и как они будут задействованы в проекте?
А. Б. Про каждого из них можно по-разному рассуждать и думать, но все они вписываются в концепцию Массимилиано Джони. Иногда крайне интересные художники не входят в проект куратора, потому что не попадают в линейку его визуального ряда и задач, которые перед ним стоят. Николай Бахарев, например, вообще был добавлен в последний момент.
Антон Белов
К. П.: Какие места в Москве вы любите?
А. Б.: Люблю бывать на Стрелке, слежу за событиями, которые они анонсируют. Часто хожу на выставки по выходным. Что касается ресторанов, мне очень нравится "Мистер ЛИ", а также кухня Моста — шедевральное решение Мамута.
К. П.: Куда любите ездить отдыхать?
А. Б.: Мы с друзьями ходим в походы на озеро Селигер. Мне там очень нравится, важно, чтобы никто не беспокоил. Люблю Италию — вкусно, приятно.
К. П.: Если бы у тебя была возможность дать рекомендации людям, которые, в отличие от тебя, еще не нашли себя, свой путь, что бы ты сказал?
А. Б.: Нужно наслаждаться и делать все, что хочешь. Без оглядки на рынок, без оценки окружающих. Все это настолько субъективно! Когда я выступаю в роли эксперта, мне немного не по себе — ведь есть много людей которые и старше, и опытнее. Мое нулевое суждение ничего не значит. У меня есть опыт, который мне не мешает открывать что-то новое. Нужно быть смелее и верить в свой успех.