В начале декабря в Майами прошла главная ярмарка-выставка современного искусства Art Basel — 2016 при поддержке BMW, одного из организаторов выставки на протяжении многих лет. C 1970-го Art Basel ежегодно проходит в Базеле, а впоследствии к нему присоединились Майами и Гонконг. Эксперт в области современного искусства и журналист Александр Бланарь рассказал Buro 24/7, что нового было на ярмарке в этом году и какие тенденции стали главными.
Какие основные тенденции прошедшей Art Basel?
Art Basel была и остается главной ярмаркой, собирающей коллекционеров и лучшие галереи со всего мира. Последнее время основной тенденцией является то, что на ярмарке вы не найдете для себя что-то действительно новое: здесь представлены работы известных художников музейного уровня, а также много новых произведений тех же художников. Если раньше на ярмарки ездили за чем-то свежим, то сейчас вы заранее имеете представление о том, кого и что покажет та или иная галерея. Однако то, что предпочтение отдается проверенным именам, говорит скорее о некой стабильности.
Что особенно удивило на этой Art Basel?
Одним из главных сюрпризов стал стенд Fondation Beyeler с проектом Маурицио Кателлана и Toiletpaper: тарелки с надписью SHIT, настоящие спагетти, разбросанные по всем предметам мебели, чучело курицы — самое посещаемое и интересное место ярмарки. Приятным удивлением стала галерея Gmurzynska из Цюриха, которая представила работы Родченко и Степановой, а также русских художников того времени. Eva Presenhuber, тоже из Цюриха, сделала моностенд Уго Рондиноне, его же поддержал музей Bass, установив инсталляцию перед своим зданием. Но главным удивлением Art Basel в Майами стала параллельная ярмарка NADA, где было представлено много хороших молодых галерей и начинающих интересных художников, таких как Пол Мпаги Сепуя. Кроме того, хочется отметить великолепную выставку Desire, организованную Gagosian и Jeffrey Deitch, которую курировала Диана Пикассо. Здесь выставляли работы современных классиков, посвященные сексу и желанию.
Трейси Эмин, The more of you the more I love you, 2016. Галерея Xavier Hufkens (слева); Маурицио Каттелана и Toiletpaper, Shit. Fondation Beyeler
Почему русские галереи не выставляются на Art Basel?
На Art Basel можно иногда встретить работы Павла Пепперштейна или Тимофея Парщикова, но в остальном русские художники и галереи не представлены никак. Они пока только заново начинают вписываться в мировой контекст, и им очень нужна поддержка русских коллекционеров. Будет хороший спрос среди своих — тогда мы сможем ждать интереса и международных коллекционеров и ярмарок.
Какие художники были наиболее продаваемыми на этот раз?
Lisson Gallery сразу же распродала Аниша Капура и латиноамериканскую художницу Кармен Эрреру, у Thaddaeus Ropac в первый же час ушли работы Тони Крэгга, быстро, в первый же день, были куплены работы Трейси Эмин и Тома Вессельмана. Продолжает продаваться то, что хорошо продается.
К кому из молодых художников следует присмотреться?
На мой взгляд, стоит продолжать следить за фотографом Райаном МакГинли, который уже представлен на ярмарках, а также ждать появления работ Джвана Йосефа и Конрада Виребека — молодых, но очень талантливых художников.
20.12.16, 15:20
Другие истории
Подборка Buro 24/7