Как должны выглядеть слуги искусства: выставка "Образы музея"

ММоМА + "Цветной"

В Московском музее современного искусства открылась выставка "Образы музея" — известные российские художники и дизайнеры скрестили искусство и моду, чтобы заглянуть в будущее музеев

Новой выставкой Московский музей современного искусства решил переключиться с самих произведений на их одушевленных соседей по залам — музейных работников. Если упростить, идея организаторов лаконична: как должен выглядеть коллектив музея? Но, несмотря на кажущуюся утилитарность посыла, выставка вышла фантазийно-художественной. Большинство придуманных дизайнерами и художниками костюмов проще представить в декорациях фантастического фильма или частью перформанса, чем в качестве униформы.

Среди наиболее ярких в буквальном смысле экспонатов — "Уборщица" Маши Ефременко. Одного из самых незаметных сотрудников дизайнер превратила в арт-объект: вместо серого халата и застиранной косынки жрица чистоты облачена в шубу, "смиксованную" из геометричных кислотных обрезков. Впрочем, психоделическое видение имеет куда больше общего с клининг-сервисом, чем кажется на первый взгляд: автор использовала веревочный текстиль для швабр, варежки сделаны из волокна для щеток, а многосложные сандалии — вариация обуви-щеток, в которой расхаживали полотеры прошлых эпох. Чистота, как известно, залог здоровья. В том числе и произведений искусства. Поэтому уборщица — сотрудник важный, в известном смысле — культовый. И впечатляющую "мягкую аллегорию" она заслужила.

Самый "космический" объект для выставки создал Андрей Бартенев, мастер перформанса в закваске эпатажных перевоплощений — этого стоило ожидать. Если уборщица, во что ее ни одень, все же реальный герой музейной жизнедеятельности, то персонаж Бартенева — пришелец из мира авторской мифологии благородных идей. Его "должность" говорит сама за себя: "Рыцарь бесшумья. Регулировщик на перекрестке потоков экспозиций". Внешний облик музейного рыцаря в целом походит на одно из безумных латексных облачений художника, а его свисающие зеленые "ложноножки" и отростки-шары вызывают ассоциации с биоморфными скульптурами Эрнесто Нето. Несмотря на футуристичность, персонаж стоит на страже одной из самых консервативных, но необходимых музейных норм: "Не шуми и не прикасайся!".

Позитивные тренды музейного мира подхватила дизайнер Юлия Макарова, убежденная в том, что музейные запреты постепенно сменяются нарастающей коммуникацией между публикой и персоналом. В качестве альтернативы сдержанным костюмам и шалям привычных нам хранительниц арт-очага дизайнер предлагает концептуальный дизайн. То, что кажется принтами сродни поп-арту, на самом деле символизирует эру высоких технологий и продвинутого пиара — униформа смотрителя будущего будет усеяна девайсами, брендирована логотипами музея и его партнеров. Замысловатая задумка не так фантазийна, как кажется, — подобный дизайн может стать отличным механизмом бартера, инфопартнерства и прочих взаимовыгодных вариантов сотрудничества между музеями, медиа, спонсорами и другими институциями, вовлеченными в арт-жизнь.

Одним из тех, кто подошел к кураторской задумке наиболее реалистично, стал дизайнер Артур Ломакин. Его геометричные, просторные вещи действительно могли бы стать идеальной униформой для музейных работников, эстетика которой не диссонировала бы с современностью и окружающим совриском. Дизайнер выбрал сдержанные серый и песочный цвета для основы и яркий акцент в виде цветных прямоугольников, по задумке — в цветовом решении музейного логотипа. Красно-черные полосы, украшающие примостившуюся под лестницей музейную "пару", напоминают конструктивистские работы знаменитого авангардиста Александра Родченко.

Если все прочие работы надеты на манекены, то Тигран Аветисян решил максимально персонифицировать свой экспонат и наделил функцией смотрителя знаменитую перформансистку Марину Абрамович. Вернее, куклу, изображающую художницу в ее знаковом образе — с толстой черной косой и в красном платье, в котором Абрамович "отсидела" свой знаменитый перформанс "В присутствии художника" в нью-йоркском МоМА. Правда, должность смотрительницы соответствует скорее другой работе художницы — недавнему перформансу "412 часов" в лондонской галерее Serpentine. В течение двух месяцев художница сама открывала галерею с утра, проводила там весь день и под вечер запирала двери выставочных залов — своего рода смена социальных ролей, неожиданно подходящая к концепции "Образов музея".

Сложно перечесть работы всех участников новой выставки, развернувшейся как в ММоМА на Тверском, так и на четвертом этаже универмага "Цветной". Свои проекты представили Гоша Острецов, арт-группа "ЕлиКука", Леонид Алексеев, Мария Смирнова и другие художники и дизайнеры. Увидеть плоды их креативных трудов можно до 18 января.

Сергей Багулин

12.12.14, 18:30