"Клетки" и жизнь: ретроспектива Луиз Буржуа в Москве

В музее современного искусства "Гараж"

В музее современного искусства «Гараж» в рамках VI Московской биеннале современного искусства проходит первая в России ретроспектива Луиз Буржуа. Рассказываем, откуда в творчестве французского скульптора возникли «Клетки» и «Пауки» и что они значат

Летом этого года «Гараж» переехал из своего временного павильона, построенного Шигеру Баном, в новое здание, которое из павильона «Времена года» стараниями Рема Колхаса и его команды превратилось в музей современного искусства. Его открытие немедленно окрестили #открытиемгода, и вспоминать о нем в Москве и за ее пределами явно будут еще долго. И дело не только в шумных вечеринках, собравших в парке Горького весь арт-свет, но и в экспозиционной программе, состоявшей сразу из восьми выставок и позволившей москвичам разобраться, в том числе, в творчестве Катарины Гроссе, Риркрита Тиравании и Яеи Кусамы — художников, произведения которых в рамках персональных выставок в России показывали первый раз. Тогда же, на пресс-конференции, организованной по случаю переезда, музей объявил, что осенью его ждет ретроспектива французского скульптора Луиз Буржуа.

И если выставки Гроссе, Тиравании и Кусамы были скорее показательным выступлением, демонстрирующим, что собрать разом экспозиции таких разных, но одинаково важных для современного искусства художников музею еще как под силу, то ретроспектива «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки» видится уже невероятно серьезной работой, проведенной «Гаражом» вместе с Фондом Луиз Буржуа и мюнхенским Домом искусства. Собранные здесь скульптуры, инсталляции, рисунки и живопись укладываются в восемь десятков работ, рассказывающих о художнице, ее жизни и ее искусстве так же полно и подробно, как и записи в дневнике. Творчество для нее стало выражением и предметным воплощением воспоминаний и связанных с ними страхов, коих у Буржуа набралось немало. Причины крылись в сложных отношениях в семье: властный отец обладал не самым простым характером и к тому же не особо скрывал свой роман с гувернанткой Луиз — англичанкой, нанятой для обучения девочки английскому языку. Выйдя много лет спустя замуж за американского искусствоведа Роберта Голдуотера и уехав с ним в конце 30-х годов в Нью-Йорк, Луиз Буржуа не перестанет думать о прошлом и не забудет о своих смешанных чувствах: работа в студии для нее всегда будет оставаться некоторой вариацией психотерапевтических сеансов.

Луиз Буржуа внутри инсталляции «Логово на шарнирах» (коллекция Музея современного искусства, Нью-Йорк) в 1986 году

Три картины Femme Maison («Женщина-дом»), 1945—1947

Оставив прежнюю жизнь, но не прошлое, во Франции, за океаном Буржуа приобретет характеристику франко-американского художника и скульптора. Скульптурой, впрочем, она начнет заниматься не сразу, первое время отдавая предпочтение живописи. Главный козырь московской выставки — цикл скульптурных инсталляций под названием «Клетки» — так и вообще появится лишь в 80-е годы, когда Буржуа переедет в студию в Бруклине, размеры которой позволят ей стать в своем искусстве еще более монументальной. «Мне нужны мои воспоминания. Они — мои документы», — выведет она на французском почтовом мешке, превратившемся в часть одной из первых «Клеток», и до конца будет верна своей установке. Эти инсталляции открывают дверь в сознание Буржуа, хотя точнее было бы сказать, что они становятся щелью: между дверными проемами, разбитыми или целыми окнами, между прошлым и настоящим. Заставляя зрителя подглядывать, скульптор выплескивает все свои фобии и страхи — прежде всего для того, чтобы освободиться от них самой. Она явно не думает о том, чтобы кому-то понравиться, стать узнаваемой или цитируемой. В предметах, когда-то разбросанных по разным уголкам дома, если не целой страны, и собранных в сюжетные инсталляции, сквозит такая личная боль, не заметить которую попросту невозможно.

«Клетка (Шуази)», 1990—1993

«Клетка III», 1991 (фрагмент)

«Красная комната (Родители)», 1994 (фрагмент)

«Красная комната (Ребенок)», 1994 (фрагмент)

Например, работа «Разрушение отца», датированная 1974 годом, вновь напоминает о сложных отношениях в семье художницы. Двойственные чувства, которые Буржуа испытывала по отношению к отцу, здесь проявляются сполна. Несмотря на всю свою любовь, она никак не могла простить ему постоянные супружеские измены и деспотичность. «Разрушение отца» представляет собой кровавую расправу: сама Луиз, ее сестра, брат и мать за ужином разрывают его на куски и бросаются поедать того, кто еще несколько минут назад мучил их. Еще одним важным для Буржуа символом стал паук, который в ее работах находит фигуративное воплощение. Он для художницы — квинтэссенция образа матери. Поводов для сравнения Буржуа обнаружила сразу несколько: как паук свою паутину, мать Луиз ткала гобелены и так же, как паучиха, заботилась о своем потомстве. Проявление не арахнофобии, но исключительной любви, паук обретает масштабы действительно запредельные — как проросшая перед входом в музей 9-метровая скульптура Maman (1999) — или остается совсем небольшим, но оттого не менее значительным — как, например, в «Клетке VII» (1998). Находя в своем подсознании все новые и новые сюжеты, Буржуа метафорично или прямо описывала свое прошлое, которое действительно cтало документами, право заглянуть в которые получили и мы.

«Клетка VII», 1998

Клетка VII, 1998 (фрагмент)

«Внутри и снаружи», 1995

«Внутри и снаружи», 1995 (фрагмент)

«Паук», 1997 (фрагмент)

«Опасный проход», 1997

«Женщина в ожидании», 2003

«Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?», 2007

«Клетка (Последнее восхождение)», 2008

Выставку «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки» можно увидеть в музее современного искусства «Гараж» до 7 февраля.