По пьесам Людмилы Петрушевской
В Центре имени Вс. Мейерхольда — а вернее в хорошо известном московской публике ЦИМе — идет премьерный спектакль «Средний возраст», поставленный старшим поколением «брусникинцев». Мы сходили на репетицию постановки, чтобы узнать о ней больше и рассказать вам
«Средний возраст» — спектакль выпускников курса Дмитрия Брусникина, но не того, о котором вы подумали. Это работа однокурсников группы Романа Козака и Дмитрия Брусникина выпуска Школы-студии МХАТ образца 2003 года, решивших разобраться в том, что подстерегает людей, неожиданно осознавших: средний возраст — это как раз про них.
Этот спектакль — композиция, состоящая из двух пьес Людмилы Петрушевской — «Чинзано» и «День рождения Смирновой» — классики советской драматургии. Первая была написана в 1973 году, а через 4 года Петрушевская дописала так называемый «женский вариант». Действующие лица в двух пьесах одни и те же, только компании разные. В «Дне рождения Смирновой» собираются коллега, любовница и жена персонажей «Чинзано» — все знакомы, все друг друга знают. Постановка «Чинзано» в режиссуре Романа Козака 1987 года в Театре-студии «Человек» стала легендарной в московской театральной жизни того времени, говорят о ней и до сих пор.
«Наш мастер Роман Козак поставил спектакль "Чинзано", — рассказывает нам Денис Ясик, в постановке то Валентин из пьесы, то сам Денис (в «Среднем возрасте» находится место и рассуждениям актеров). — Он стал культовым, гремел в Москве, и на него все ломились, они объездили полмира с этой постановкой. Когда мы были студентами, они восстановили этот спектакль; мы пошли его смотреть и вышли в диком восторге. И вот когда мы сами дожили до того же возраста и пытались что-то по этому поводу придумать, мы решили собраться и сделать "Чинзано"».
Перед началом спектакля зрителей делят на две группы: кто-то будет смотреть «мужскую версию», кто-то — «женскую». В истории театра уже были случаи, когда «Чинзано» и «День рождения Смирновой» ставились в один вечер и игрались одна за одной, но, похоже, никто раньше не предлагал зрителям выбор. Такая игра с публикой — очень в духе старших «брусникинцев». Именно они основали объединение Le Cirque De Charles La Tannes, а попросту «Шарлатаны», и именно они за последние несколько лет своими спектаклями — «Копы в огне», «Норманск», «Второе видение» — здорово обновили ландшафт театральной Москвы.
Пьесы Петрушевской переплетены с текстами самих актеров — монологами от первого лица, так что у каждого получился свой стендап — с байками, историями из жизни, откровенными рассказами о себе. «Когда мы сели придумывать спектакль, то поняли, что играть "Чинзано" вчистую нам неинтересно — гораздо занятнее добавить к этому нас самих. Мы начали разбираться, и оказалось, что у каждого есть что рассказать и вспомнить. Мы давали интервью друг другу, записывали эти истории на камеру и на диктофон, потом Настя (актриса Анастасия Скорик, ставшая драматургом спектакля — прим. Buro 24/7) это расшифровала. Какие-то интересные моменты мы отмечали и писали собственные монологи», — говорит актер «мужской версии» Алексей Розин.
Актеры обращаются к залу и называют своих зрителей ласково — «девчонки» или «старики». Рассказывают, как это бывает, когда звонишь мужу или жене, а на другом конце — сдавленный голос, и вот ты сразу начинаешь подозревать: «Она от меня ушла! Не к кому-то, а от меня».
Там, где смотрят «женскую версию», стоят пирамиды пластмассовых стаканчиков: героиня Петрушевской Эля готовится встречать гостей. В зале «стариков» — детская комната мальчика Паши, где гигантские мячи, паровозики и машинки соседствуют с коробками Чинзано и закуской на троих.
На основе двух пьес Людмилы Петрушевской Сергей Щедрин и Алексей Розин со своими однокурсниками придумывают оммаж своему поколению, собственному среднему возрасту и собственному же кризису: первая любовь, свадьбы, разводы, расставания, рождение детей — без всего этого разговор не был бы полным.
«Пьесы Петрушевской использованы нами как трамплин, как повод поговорить об этой теме. В ее произведениях описываются узнаваемые и близкие нам вещи; не обязательно, чтобы они вчистую совпадали с нашими биографиями, но темы, конечно, наталкивают на то, чтобы задуматься о себе», — говорит Розин. «Мы давно хотели поговорить о кризисе среднего возраста, а пьесы Петрушевской — это как раз повод для разговора», — подтверждает Сергей Щедрин.
«Средний возраст» — живой спектакль, как тот самый разговор, настроение которого меняется в зависимости от темы. Здесь нет тех, кто рассказывает, и тех, кто слушает —зрители принимают активное участие: выпивают и делятся своим опытом. И каждому есть что сказать. Ведь средний возраст никого не обходит стороной.