В страшной путанице со словом «комбуча» довольно легко разобраться. Достаточно только усвоить разницу между чайным грибом и съедобной ламинарией комбу. Напиток из порошка этой водоросли, комбутя, пьют японцы, и это совсем не похоже на наш с вами бабушкин гриб. Но в результате странных фонетических транскрипций и гриб, и водоросли по-русски превратились в одно слово — комбуча. Еще одно чудо-средство. Адепты говорят, что помогает от всего.
С водорослями более-менее все понятно. Вкус съедобной ламинарии — тот самый вожделенный «умами», пятый и, может быть, самый важный для человека вкус удовольствия, следующий сразу после сладкого, кислого, горького и соленого. Все дело в содержащейся в комбу глутаминовой кислоте. На нашем с вами языке есть так называемые умами-маркеры — так человек распознает пищу, богатую белком, автоматически считая ее самой привлекательной. Получение натурального глутамата — дорогое удовольствие.
Меньше ста лет назад пищевая промышленность освоила производство дешевого искусственного аналога. И с тех пор именно он превращает, например, фабричную колбасу или китайскую кухню для туристов в то самое простецкое наслаждение, которое большинство людей на этой планете не осознают, но и никак не могут забыть. Вечные споры о вредном воздействии на человеческий организм промышленного усилителя умами пока ни к чему путному и однозначному не привели. Но каждый здравомыслящий аллергик вам скажет что, чем меньше есть этой «вкусной соли» и продуктов, ее содержащих, тем здоровее будешь.
Теперь про чайный гриб. С ним, как вы понимаете, возились все просвещенные бабушки в СССР. Гриб, как правило, жил в трехлитровой банке, был похож на страшного инопланетянина и на коричневую медузу одновременно. Питается это существо до сих пор сладким чаем, отсюда собственно цвет. (Известны случаи кормления кофейным раствором, и экстремалы утверждают, что комбуча, взращенная этим способом, посильнее любого энергетика.) В процессе своей жизни комбуча перерабатывает чайный раствор в ту самую слегка газированную жидкость со вкусом яблочного кваса. Над этим работают дрожжи и уксуснокислые бактерии.
В данный момент на магазинных полках со здоровыми продуктами выстраиваются вереницы нарядных бутылок комбучи с разными добавками. Как выяснилось совсем недавно, вкус этого грибного кваса можно украшать до бесконечности. И каждый новый корешок или лепесток добавит ему еще больше пользы. Имбирь — бодрости и деликатной жгучести, мята — прохлады и свежести, розовое масло — аромата, заглушающего запах дрожжей, грейпфрутовый сок — ударную силу витамина С. Помогает ли все это радикально вылечить все болезни, улучшить настроение или сбросить лишний вес? Никому не ясно. Пьем и думаем, что нашли еще одну живую воду. Сейчас вот, еще чуть-чуть, буквально пара бутылок, и все окислительные, вредоносные и убивающие нашу молодость и красоту процессы затормозятся или прекратятся вообще? Это вряд ли. В каждое новое средство, которое обещает помочь пережить зиму и отсутствие солнца, мы с вами склонны верить, как маленькие дети. А сила убеждения — волшебная штука. Здравым скептизмом ее так просто не победишь. Только мне кажется, что самые мудрые мужчины и женщины предпочитают все-таки пить воду. Чистую, из понятного им источника. Утром — теплую, с лимоном. В течение морозного дня — комнатной температуры. Вечером снова теплую и, может быть, с медом. Если вспомнить о том, что мы по большей части состоим из воды, то именно она и способна удержать нас на плаву. Без сиюминутных средств Макропулоса.
Другие истории
Подборка Buro 24/7