В эти декабрьские дни в Санкт-Петербурге проходит празднование 250-летия Эрмитажа. Главный музей страны подготовил целую серию выставок — от секретов реставрации до Фрэнсиса Бэкона — и другие сюрпризы
Официальной датой основания Государственного Эрмитажа на протяжении последних 15 лет считается 7 декабря. Этот день, по словам директора музея Михаила Пиотровского, был выбран сотрудниками Эрмитажа: "Нам известно, что в 1764 году 11 февраля Екатерина II подписала Указ о принятии первой коллекции картин от берлинского коммерсанта Иоганна Эрнста Гоцковского, но мы не знаем точной даты прибытия коллекции в Петербург. Очевидно, что произошло это где-то в конце года, поэтому мы решили, что День святой Екатерины — правильная дата".
На самом деле весь 2014 год был насыщен множеством интереснейших событий и проектов, посвященных этой круглой дате. Начиная с беспрецедентной выставки костюмов российских императоров XVIII — начала XX века и заканчивая открытием в восточном крыле главного штаба постоянной экспозиции изобразительного искусства с XIX по XXI век, где представлены работы романтического направления (в частности, картины Каспара Давида Фридриха), модерн, импрессионисты, постимпрессионисты и современное искусство, включая произведения художника-концептуалиста Ильи Кабакова.
Своеобразно и не без определенного скандала поздравили Эрмитаж с юбилеем коллеги из Британского музея
Самым зрелищным событием официального празднования юбилея стало грандиозное 3D-шоу под названием "Бал истории", прошедшее вечером 6 декабря на Дворцовой площади и собравшее огромное количество народа. Под звуки классической музыки Прокофьева, Шуберта, Пьяццоллы, Шостаковича, Моцарта и Чайковского на фасад здания Главного штаба проецировались сцены из истории музея.
Музейный подвиг: выставка о реставрации
Еще одна масштабная и уникальная экспозиция "Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени" проходит в Гербовом и Пикетном залах Зимнего дворца. Реставрационный отдел существует в музее с самого его основания. Сегодня он насчитывает 14 лабораторий и считается настоящим достоянием и гордостью музея. Поскольку Эрмитаж — единственный музей в мире, который на своей базе может отреставрировать любой экспонат. Среди 260 памятников, представленных на выставке, нет ни одного несенсационного. Здесь и выпрямленная доска, на которой изображена "Мадонна. Смирение" работы художника Пьетро да Кордова (XIV век, Тосканская школа); и татаро-монгольские наконечники стрел с инкрустацией золотом — сложность при их реставрации заключалась в том, что коррозионный слой был прочнее, чем скрытые под ним наконечники; и псковские фрески ХII века, фрагменты которых после бомбежки были собраны в мешки и доставлены в Эрмитаж, где в течение нескольких десятилетий эти пазлы кропотливо собирали в лабораториях музея; и восстановленное кожаное седло, датируемое V веком до нашей эры, а также отреставрированная картина Жан-Леона Жерома "Бассейн в гареме" 1876 года, которая была срезана с холста, сложена вчетверо и похищена, но по счастливому стечению обстоятельств найдена и возвращена в музей — в плачевном состоянии. Реставраторы Эрмитажа творят настоящее волшебство, и это, конечно, необходимо видеть.
Скандальный сюрприз от британских коллег
Своеобразно и не без определенного скандала поздравили Эрмитаж с юбилеем коллеги из Британского музея. До последнего момента никто не знал, что это будет. Подарок оказался сенсационным. В Петербург доставили фрагмент скульптуры речного бога Иллиса с угловой части западного фронтона Парфенона V века до нашей эры. Этот дар вызвал большое недовольство в Греции, которая давно добивается возвращения скульптур на родину. Теперь же официальная причина отказа, заключавшаяся в невозможности перевозки из-за хрупкости шедевров, поставлена под сомнение. Несмотря на значительные повреждения, скульптура производит ошеломляющее впечатление точностью пропорций и тончайшим оттенком белого паросского мрамора. Греческое изваяние пробудет в музее до 18 января.
Подарки, достойные русских монархов
"Дары Востока и Запада Императорскому двору за 300 лет" — еще одна грандиозная, экспозиция, демонстрирующая не только глубокое уважение правителей иностранных государств к России, но и их интерес к развитию связей с нашей страной. Представлено около 400 произведений изобразительного и прикладного искусства, оружие, книги, табакерки. Среди них конская попона, украшенная 16 тысячами алмазов, — подарок Турции Екатерине II; присланные правителями Индии с караваном в XIX веке сокровища Великих Моголов, в частности, сосуды, сплошь усыпанные драгоценными камнями; 54 золотые монеты, считавшиеся на протяжении долгого времени лучшей нумизматической коллекцией Европы, подаренные японцами императору Александру III.
Дань уважения царице-основательнице
В год юбилея дань уважения была отдана создательнице музея Екатерине Великой. Ей посвящена экспозиция "Эрмитаж Ея Императорского Величества", составленная на основе описаний, опубликованных в 1794 году натуралистом Иоганном Готлибом Георги. По сути этот текст стал первым печатным систематическим каталогом живописи Эрмитажа. Выставка дает представление о том, что в те далекие годы считалось шедевром, о личных вкусах и широте взглядов императрицы и о ее комиссионерах, среди которых были энциклопедист Дидро, князь Голицын, барон Мельхиор Гримм, скульптор Фальконе.
Фрэнсис Бэкон в диалоге с классикой
К важным выставкам этого юбилейного года можно отнести и временную экспозицию "Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого" в здании Главного штаба. Здесь наряду с работами британского художника, приехавшими из Великобритании, выставлены образцы греко-римской пластики, скульптуры Микеланджело и Родена, живопись Веласкеса, Рембрандта, Матисса и Пикассо — те шедевры мирового культурного наследия, к которым часто обращался Бэкон. Именно это сопоставление помогает лучше понять работы художника.
Вдалеке от Дворцовой площади
В реставрационно-хранительском центре "Старая Деревня", в который, к сожалению, пока недостаточно активно едут посетители, проходит выставка "Новые поступления. 1997—2014 гг". Эта экспозиция в определенном смысле драматична, поскольку дает наглядное представление, какие мизерные бюджеты, в сравнении с ведущими музеями других стран, выделялись государством на приобретение новых экспонатов. Но в то же время она демонстрирует профессионализм сотрудников музея, сумевших в столь стесненных обстоятельствах пополнить его коллекцию очень важными приобретениями. 1997 год выбран точкой отсчета неслучайно. Именно в этом году музей окончательно избавился от нависшей над ним угрозы приватизации и полного развала. Руководству музея удалось уговорить Бориса Ельцина издать указ о взятии Эрмитажа под личное покровительство президента РФ, а в бюджет из государственной казны были перечислены первые четыре миллиона рублей. На стендах — русская акварельная живопись, фарфор ХΙХ века, современное прикладное искусство и художественное стекло конца ХХ века. Среди важных приобретений — шпалера "Блеск огня", выполненная в 1950-х годах по картону Жана Люрса, и миниатюрный портрет Наполеона, некогда украшавший табакерку, подаренную самим французским императором Михаилу Михайловичу Сперанскому.
Приятные нововведения
Разумеется, это далеко не все события, о которых хотелось бы рассказать. К слову, в качестве подарка самому себе Эрмитаж запустил новый интернет-сайт hermitagemuseum.org, который считается одним из лучших музейных сайтов в мире и на который равняются Лувр и Британский музей. На нем можно почерпнуть более полную информацию о проектах и событиях, происходящих в музее, составить свои собственные маршруты, скачать аудиогиды и приложения для iPhone.
Екатерина задумывала Эрмитаж как доказательство высочайшего уровня культуры, величия, блеска и могущества своей империи. И сегодня Эрмитаж — величественный, незыблемый, неподвластный историческим коллизиям — остается непререкаемым авторитетом, способствующим сохранению культурных связей между Россией и мировым сообществом.