Для поклонников рисунка 30 галерей со всего мира привезли в Париж графику четырех столетий. «Интерьер + дизайн» рассказывает, как это было
В Париже в здании Биржи (Пале Броньяр) прошел юбилейный 25-й Салон рисунка. Главное мероприятие года для тех, кто увлечен ручной графикой: коллекционеров, галеристов, музейщиков, экспертов и всех любителей, кому интересно посмотреть, какие рисунки Тинторетто и Дега, а также редкие сепии, сангины, гуаши и акварели всплыли на открытом рынке, готовые отправиться в музейные и личные собрания. Тридцать галерей привезли графику четырех столетий. Участников не стало меньше, а общий градус интереса к теме даже слегка повысился. Преданные поклонники реагируют на первоклассные предложения. Бесспорные, мастерски сделанные вещи при любых колебаниях рынка находят своих покупателей. Кроме того, организаторы думают о том, чтобы впечатления гостей были разнообразны. В этом году прекрасную выставку представил Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Впервые почетным гостем был приглашен иностранный музей. Российские кураторы включили в экспозицию 26 эффектных листов и очевидно угодили гостям Салона. Среди авторов — Пармиджанино, Джорджо де Кирико, Жан-Батист Патер, Александр Дейнека, Александр Куприн, Александр Бенуа, Зинаида Серебрякова.
Что было у продавцов? Как всегда, прекрасное предложение по графике старых мастеров. Galerie Didier Aaron среди прочего достойного внимания представила два замечательных итальянских рисунка — «Аллегорию вечности» Джорджо Вазари, интересную с точки зрения истории работу Шавелье д'Альпин: этюд для росписи потолка капеллы Кантарелли в храме Св. Людовика Французского, той самой, где Караваджо написал сцены из жизни евангелиста Матфея. Galerie Arnoldi-Livie — первоклассный рисунок Тинторетто: многофигурную композицию, оживленную толпу, — эскиз для росписи Скуолы ди Сан-Марко, коричневая и серая тушь на коричневой бумаге. На стенде галереи Arnoldi-Livie двойной портрет Федерико Бароччи, мастера второй половины XVI века. Четыре великолепных рисунка Сальватора Розы (перо, коричневые чернила), каждый по 26 тыс. евро, привезла нью-йоркская галерея Pandora Old Masters.
Одним из самых дорогих рисунков Салона стала элегантная композиция Тьеполо «Две дамы и кавалеры у фонтана» из серии «Повседневная жизнь» на стенде галереи Jean-Luc Baroni. Ее предлагали за 450 тыс. евро. Там же отличный пастельный «Портрет молодого человека» художницы Розальбы Каррьеры отдавали за 95 тыс. евро, а редкий рисунок Джованни Больдини — за 42 тыс. евро.
Galerie Terrades приготовила мини-выставку французского художника XVIII века Шарля-Франсуа-Пьера де ла Травеса, напомнив всем посетителям о том, что Cалон рисунка — не только место торговли и коммуникации, но и художественная площадка, полная сюрпризов.
Многие галереи в этом году не боялись выглядеть эклектично, свободно смешивали эпохи и стили. Например, владельцы галереи Stephen Ongpin Fine Art невероятно эффектный портрет негритянки Эмиля Нольде предлагали за 360 тыс. евро. Рисунок «Два атланта» венецианского художника XVIII века Пьетро-Антонио Новелли — за 36 тыс. евро, «Cвятой Антоний Падуанский с младенцем Христом с ангелами» Джованни Доменико Тьеполо — за 53 тыс. евро, «Портрет девушки в профиль» Огюстена Сент-Обена — за 14 тыс. евро.
Другой вариант эклектики подарила посетителям Galerie Paul Proute. На волне интереса к имени Сони Делоне, возросшего после блестящей ретроспективы художницы в Музее современного искусства Парижа, галеристы выставили ее акварели. Однако большим вниманием пользовался рисунок Гюстава Доре: спящий монах с мухой на носу. На стенде Galerie Nathalie Motte-Masselink большой ажиотаж вызвала сангина Жак-Луи Давида «Геркулес».
Романтические кошмары и видения заметно выделили экспозицию Galerie Eric Gillis Fine Art. За «Ведьму» Гюстава Доре парижане просили 16 тыс. евро, за вселяющие ужас работы с заливками черной туши бельгийца Леона Спиллиарта еще больше: за «Облако» — 56 тыс. евро и за «Хищную птицу» — 270 тыс. евро.
Были на Салоне и очевидные курьезы. На стендах всплывали неожиданные русские вещи. Например, большая панорама Федора Алексеева «Вид на Государственный банк в Санкт-Петербурге» 1790 года, привезенная Galerie Terrades. Или акварель с невероятным количеством деталей и подробностей немца Эдуарда Гертнера «Вид на Спасскую башню от собора Василия Блаженного» 1837 года — приманка от Arnoldi Livie.
Галерея Marlborough в прошлом году весь стенд посвятила израильскому художнику Авигдору Арихе — известному рисовальщику и книжному графику, выжившему в нацистских концлагерях. В этом году галеристы привезли несколько его работ, но предложили на выбор и других мастеров: три рисунка Кирхнера, два — Густава Климта и два — Люсьена Фрейда. Особый акцент сотрудники Marlborough сделали на творчестве современной британской художницы португальского происхождения Паулы Рего. Ее слегка карикатурные сцены и портреты стали для посетителей выставки настоящим открытием. Цены на акварели Рего — 20—30 тыс. евро.
Любители пикантных тем и явной эротики не были разочарованы. Galerie Antoine Laurentin продавала рисунок Родена «Обнаженная со спины, с руками на бедрах, держащая одежду» (графит, отмывка, акварель, коричневая тушь на велюровой бумаге) и прекрасную обнаженку работы Жана Фотрие 1925 года. А фривольное «Пробуждение» Луи-Огюста-Матье Леграна заставило многих не на шутку заинтересоваться творческим и жизненным путями художника.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7