Серебренников в Авиньоне, Остермайер в Эдинбурге, Богомолов в Вене
В Вене полным ходом идет фестиваль Wiener Festwochen, традиционно собирающий любителей театра со всего мира. По случаю мы вспомнили и другие смотры, на которые имеет смысл отправиться
Wiener Festwochen
Когда: с 13 мая по 19 июня
Где: Вена, Австрия
В этом году впервые в истории фестиваля программным директором Wiener Festwochen стала Марина Давыдова — российский театральный критик и создатель московского фестиваля NET. Такого не было, пожалуй, никогда. Имена в программе нашему театральному зрителю хорошо знакомы: это и бестселлер Константина Богомолова, московский спектакль «Идеальный муж», и новосибирские «Три сестры» Тимофея Кулябина, и «Солярис» возмутителя спокойствия Андрея Жолдака. Среди классиков — Франк Кастор со спектаклем «Чевенгур», Кристоф Марталер со спектаклем «Ужин Изольды» и Ян Фабр с нашумевшим двадцатичетырехчасовым эпосом «Гора Олимп». Нашелся повод для радости и у поклонников Сьюзан Зонтаг: на фестивале показывают всю ее фильмографию.
Festival d'Avignon
Когда: с 6 по 24 июля
Где: Авиньон, Франция
При предыдущих арт-директорах Венсане Бодрийе и Ортанс Аршамбо программа Авиньонского смотра состояла из режиссеров, которых фестиваль сделал знаменитостями, каждый год только укрепляя их статус: Ромео Кастелуччи, Томас Остермайер, Кэти Митчелл. После прихода режиссера Оливье Пи фестиваль стал более традиционалистским: спектакли однотипные, а большая часть приглашенных режиссеров или французы, или учились во Франции. Для них драматургия XX века слишком современна. Чаще всего они выбирают классику. К примеру, Вольтера, Еврипида, или, напротив, тексты своего собственного сочинения. При этом, по сравнению с предыдущим, иностранная программа этого года выглядит очень и очень привлекательно — особое внимание нужно уделить антверпенскому коллективу FC Bergman, восходящей шведской звезде Софии Юпитер, экспериментальной компании blitz group theatre из Греции, а также нескольким спектаклям режиссеров из Сирии, Ливана и Ирана. Особой гордостью для нас стало то, что второй год подряд среди участников значится Кирилл Серебренников — на этот раз со спектаклем «Мертвые души».
Edinburgh Theatre Festival // Fringe
Когда: с 5 августа по 29 августа
Где: Эдинбург, Шотландия
Знаменитую офф-программу Эдинбургского фестиваля — Фриндж, — конечно, нужно считать отдельным фестивалем. Административно он принадлежит Эдинбургскому, который появился в один год с фестивалем в Авиньоне — в 1947 году, но это совсем не одно и то же. Фриндж возник в первый же год фестиваля, когда несколько трупп не взяли в основную программу и в пику этому решению они устроили собственный смотр. Каждый год число таких коллективов росло, и уже в 1958 году Фриндж стал большим фестивалем со своей программой. Он идеален для тех, кто любит легкий жанр и стендап, — таких представлений здесь каждый год предостаточно. Выбрать, куда пойти, будет, с одной стороны, легко, а с другой, совсем непросто — в городе одновременно идет три с половиной тысячи спектаклей — да-да. Чтобы сориентироваться, можно либо просто заходить в первое попавшееся venue, либо выбирать постановку по хотя бы каким-то знакомым именам — например драматурга.
В основной программе Эдинбургского фестиваля все как всегда, чинно и благородно: из оперы нужно посмотреть «Норму» с великой Чечилией Бартоли, «Так поступают все» польского режиссера Кшиштофа Варликовского, ну а если в отпуске вы вдруг заскучаете по родине — отправляйтесь на «Золото Рейна» Мариинского театра. В танцевальной программе выбирать не из чего, а точнее нужно выбрать все. Наталья Осипова, например, в одном вечере станцует то, что было поставлено для нее тремя звездами хореографии — Сиди Ларби Шеркауи, Расселлом Малифантом и Артуром Питой. Это точно надо видеть. В театре тоже можно не задумываясь отправляться на все постановки, и особенно на премьеру «Ричарда III» немецкого режиссера Томаса Остермайера. Поклонникам сериала «Хорошая жена» повезет еще больше: актер Алан Камминг будет играть спектакль с интригующим названием «Алан Камминг поет слезливые песни!».
Ruhrtriennale
Когда: с 12 августа по 24 сентября
Где: Рурская область, Германия
Фестиваль Руртриеннале был придуман и основан великим интендантом Зальцбургского фестиваля Жераром Мортье в 2002 году. Мортье нужно было привлечь публику к нескольким промышленным городам в регионе Рур на северо-западе Германии, и так появился смотр. Триеннале он называется не потому, что происходит каждые три года, а потому, что каждые три года сменяется его главный куратор. Молодому Руртриеннале все нипочем. Если нужно устроить вихрь из перемолотых костей животных под музыку «Весны священной» Игоря Стравинского — пожалуйста. (Речь идет о проекте Ромео Кастеллуччи и Теодора Курентзиса, который в последний момент превратился в концертное исполнение. — Прим. Buro 24/7). Радикальная театральная и музыкальная программа — это еще не все, при предыдущем кураторе фестиваля Хайнере Геббельсе немало места и времени отдавалось видео, саунд-арту и современному искусству. Что еще привлекает туристов в Рур, это то, что промышленные города области оставили свои знаменитые шахты и производства. Одна из самых известных — Шахта Цольферайн в Эссене, которую добавили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно на таких площадках и происходит большая часть представлений, и это, надо сказать, правда впечатляет. Три года подряд, до 2014-го, интендантом фестиваля был режиссер и великий театральный менеджер Хайнер Геббельс, и тогда о Руртриеннале действительно заговорили. И хотя сейчас фестиваль под руководством режиссера Йохана Симонса немного ослаб и потерял хватку, хочется верить, что грядущий смотр все изменит.