Живому классику итальянского дизайна Гаэтано Пеше посвящена грандиозная выставка в MAXXI — Музее современного искусства в Риме. Накануне своего 75-летия маэстро полон идей, готов дискутировать, обличать и задавать неудобные вопросы
Пеше часто скучает, раздражается и критикует. Например, ему категорически не нравится, что в западном обществе принято использовать мужскую половину мозга, как раз ту, что позволяет нам мыслить взвешенно, рационально и холодно. "Мы живем не во времена ответов, но во времена вопросов. Пока творцы метались в поисках прекрасного, люди мучились от войн и эпидемий. С красотой покончено, и надо это признать". Эту горячую речь Гаэтано Пеше произносил на открытии собственной выставки в Центре Помпиду в 1996 году. Однако мир узнал о творчестве Гаэтано раньше. В 1972 году дальновидные кураторы Музея современного искусства в Нью-Йорке включили его работы в экспозицию Italy: The New Domestic Landscape. Полосатое надувное кресло Up5 и огромная металлическая лампа вошли во все хрестоматии дизайна.
Чтобы окончательно не впасть в мизантропию, Пеше надо перемещаться по миру. Маэстро пожил в Венеции, Падуе, Марселе, Хельсинки, Париже, Лондоне. Было время, когда три недели в месяц он проводил в Нью-Йорке. Признается, что там он осознал: хоть бизнес и часть современной культуры, он лично не может думать о деньгах 24 часа в сутки. В Москве Пеше только гостил, но посвятил нашей столице целую инсталляцию. В 2002 году на миланской выставке был такой проект: 10 дизайнеров делали 10 гостиничных номеров, каждый о каком-то городе. Пеше досталась Москва. Итальянец сдерживать себя не стал, а выложил все, что думал: были там и подушки — луковичные купола, и пол с орнаментом из серпа и молота, и покрывало с картой Москвы, на которой проступали лики Сталина и Путина.
Ключевое событие в жизни Гаэтано Пеше состоялось в 1965-м, когда он встретился с Чезаре Кассиной, директором одноименной фабрики. Чезаре стал основным заказчиком Пеше. Их последнее усилие посвящено 150-летию объединения Италии. Его объекты — ни красавцы, ни уроды, но рука мастера узнается всегда. А это главное, ведь больше всего Пеше не любит конформизма. Просто на дух не переносит.
Организаторы нынешней римской выставки в MAXXI "Гаэтано Пеше. Время разнообразия" подчеркивают, что дизайнер всю жизнь любил разнообразие, предпочитал всему непостоянство, разрушение барьеров, верил в свободу от конформизма и предсказуемости. Кураторы Джанни Меркурио и Домитилла Дарди подчеркивают, что экспозиция задумана как интерактивное путешествие по семи тематическим направлениям: "нестандарт", "личность", "место", "дефект", "пейзаж", "тело", "политика". Тема разнообразия скрепляет всю выставку и по-настоящему раскрывается в инсталляции In Fieri, где публику окружает множество панелей с меняющимися кадрами и текстом. На выставке представлены модели, скетчи, оригинальные макеты и предметы в полную величину. На улице возведена громадная версия Up5 — кресла "с женскими формами", напоминающего большое сиденье и вмещающего в себя много востребованных автором тем, включая отношение к телу и перформансу. "Кресло полно значений и напоминает о положении женщин в мире. Я горжусь тем, что представляю свою работу в MAXXI, — говорит Гаэтано, — в столице моей страны. Выставка включает в себя работы из прошлого и настоящего, работы, сделанные специально для этой экспозиции, так же, как и две инсталляции, одна из которых посвящена времени, которое изменчиво, как сама жизнь".
Ретроспектива открыта в MAXXI для всех желающих с 26 июня по 5 октября.
Другие истории
Подборка Buro 24/7