Что случилось с Великобританией из-за главной арт-ярмарки
Очевидно, что осмотреть 162 галереи на Frieze London за один вечер так же трудно, как совершить кругосветное путешествие за 80 дней. У нас, к счастью, было гораздо больше времени
Во вторник вечером Риджентс-парк полон людей: лондонские "траффик-менеджеры" регулируют дорожное движение, снимая красную веревку у "зебры" на Мэрилебоун-роуд. В одном из лучших королевских парков страны собираются коллекционеры, арт-дилеры, журналисты и художники, которых, по аналогии с постоянными гостями модных показов, хочется объединить в условное сообщество art crowd. Шум, вызванный в городе двенадцатой Frieze, сравним с лихорадкой из-за лондонской недели моды, что неудивительно. Столь яркий срез британской арт-сцены бывает лишь раз в году, и Frieze London, как и ее нью-йоркского собрата Frieze NY, нужно рассматривать в местном культурном контексте.
Спокойные игры
Азартным коллекционерам на основной Frieze London делать нечего. Нет той борьбы и некого саспенса, которые сопровождают крупнейшие арт-аукционы, нет редчайших работ, которые удается купить раз в истории, и нет того восторга, когда аукционист стучит молотком по столу с криком "Продано за 750 тысяч фунтов!", а ты понимаешь, что тебе досталось настоящее сокровище. Однако прогулка по полутора сотням стендов дает общее понятие о трендах сезона, возможность открыть новые имена, купить несколько работ любимых художников, а также зайти в гости ко всем своим друзьям-галеристам, что уже немало. В этом году Frieze также приобрела сектор Live c отличной программой перформансов. За "классикой" же стоило поехать на более солидную и серьезную ярмарку Frieze Masters, которая находится в 15 минутах езды на автомобиле или специальном шаттле.
Искусство нестарых мастеров
Известно, что люди, коллекционирующие старое искусство, часто смотрят на меценатов, гоняющихся за новыми работами KAWS и Адрианы Варежао, с изрядной долей скепсиса. Те же, напротив, считают, что собирать полотна Боттичелли или скульптуру эпохи рококо — занятие консервативное и даже занудное. Не думаем, что это стало причиной того, что три года назад из Frieze выделилась отдельная крупная ярмарка Frieze Masters, но разница в атмосфере, публике и арт-контенте между ними заметна с первого взгляда. Frieze Masters трудно назвать скучной: она собирает искусство от античного до современного и cделана с чувством, толком, расстановкой. Рядом с живописью XVII века вы встретите работы Синди Шерман, антикварные африканские статуи соседствуют с послевоенным искусством Японии и Китая, а потому ярмарка походит на увлекательную книгу по истории искусства.
Фокус
Чтобы понять, что творится в голове у коллекционера, стоит заглянуть в стенд галереи Nelly Nahmad. Там воссоздали целую квартиру, в которой мог бы жить парижский меценат конца 1960-х годов. Все ее содержимое так и хочется увидеть на блошином рынке на Портобелло-роуд, а хозяев такого жилища — представить подобными Гертруде Стайн или Лео Кастелло. Герой стенда Nelly Nahmad — коллекционер до мозга костей, который собирает не только работы Лучо Фонтаны, Альберто Бурри и Альберто Джакометти, но и коробки спичек из роскошных отелей. Толстые подшивки журналов, фильмы Годара и Трюффо на маленьких телевизорах и впечатляющая библиотека завершили психологический портрет заядлого собирателя, чья квартира вот-вот лопнет от количества раритетных вещиц.
С каждым годом галереи все чаще фокусируются на конкретных художниках. Этот тренд понравился главному редактору журнала InStyle Юрате Гураускайте. "Многие галереи показывают не набор лучших художников, с которыми работают, а создают в своем стенде цельный интерьер, — отметила она. — Взять того же Гагосяна и показанную им детскую площадку, которая имеет очень интересную художественную подоплеку. По словам куратора, работа Карстен Хеллер иллюстрирует некое пограничное состояние человека".
Главного арт-дилера планеты Ларри Гагосяна можно назвать чемпионом раздела Focus: он не прогадал, выставив всего лишь одну работу, потому что она была первым, о чем вспоминали гости Frieze, делясь впечатлениями друг с другом. Стенд Gagosian Gallery вызывал улыбки на лицах даже самых серьезных коллекционеров: они наблюдали за тем, как дети резвились внутри белого игрального кубика, пока взрослые никак не могли наиграться с щупальцами резинового осьминога и гигантской скульптурой гриба, которую можно было раскачивать. Работу Kindergarten размером с пару крупных жилых комнат можно было увезти с собой только целиком.
Чем в целом хороша Frieze Masters, так это разнообразием. Пока галерея Golnaghi / Bernheimer посвящает весь свой стенд снимкам Хорста П. Хорста (как раз в тему к его ретроспективе в Музее Виктории и Альберта), Дэвид Цвирнер, расположившийся напротив, манит нас работами Дональда Джадда, Лучо Фонтаны, Зигмара Польке, Мартина Киппенбергера и Роя Лихтенштейна. Соседняя с ним Lisson Gallery привезла в Лондон нетипичные скульптуры Аниша Капура (в противовес его узнаваемым зеркальным работам, которые есть на любой крупной ярмарке), а также текстильные произведения Дэниела Бюрена. Галерея Malborough весь свой стенд на Frieze Masters посвятила британскому художнику Фрэнсису Бэкону, представив принты его работ стоимостью 15 тысяч долларов и живописные полотна, цена которых достигала 28 миллионов долларов. Эльвира Гонзалес — еще один звездный дилер — сделала ставку на Дональда Джадда, Александра Колдера и Фернана Леже. В итоге Frieze Masters могла потягаться с постоянной коллекцией любого крупного музея. И этой осенью — победить, хотя бы потому, что была доступна для просмотра всего лишь пять дней.
Скульптурный парк
В минуте ходьбы от основной площадки Frieze был разбит скульптурный парк, в котором приняли участие два десятка крупных галеристов. Виктория Миро установила на траве "Тыкву" Яей Кусамы, Тадеуш Ропак — огромную голову HEAD (Mao) Нота Витала, а Frutta позабавила нас скульптурой Габриель де Сантис под названием "Не могу отвести глаз от тебя" (Can’t Take My Eyes Off You), составленной из смайликов Emoji. 20 скульптур во главе с гигантской деревянной статуей работы KAWS идеально смотрелись на фоне не по-октябрьски зеленых газонов.
Туманный Альбион
Новый директор Frieze Виктория Сиддал собрала 162 галереи из стран Европы, Америки и Азии на основной ярмарке и 127 галерей на Frieze Masters. Среди современного искусства, свежего и не очень, можно было с легкостью затеряться, а вот найти что-то кричаще-яркое и воодушевляющее оказалось непросто.
Хотя на новой Frieze не найти "дышащих" свиней Пола МакКарти (как в здании Christie's на Кинг-стрит) и других произведений, переворачивающих сознание, глаз зацепился за массу интересных работ. Начав с самого "сливочного" раздела ярмарки, после Ларри Гагосяна мы отправились к стендам других галерей, продающих работы музейного уровня.
Как потратить миллион
На прошлой неделе расстаться с крупной суммой денег можно было где угодно. Тадеуш Ропак, соблазняющий вас крупной работой Алекса Катца (цена — 1 миллион фунтов), скульптурами Эрвина Вурма и Энтони Гормли, помог бы вам c этим моментально. В интервью лондонской The Art Newspaper он в очередной раз подчеркнул, что главные художники нашего времени — это Герхард Рихтер, Зигмар Польке, Ансельм Кифер и Георг Базелиц, и работы последнего Ропак тоже с успехом продавал на Frieze. Чуть больше усилий потребовалось галеристу Максу Хетцлеру, который предлагает искусство в ценовом диапазоне от 90 до 420 тысяч фунтов стерлингов и продает работы Альберта Оэлена и Эрнесто Нето. Галерея White Cube в первый же день продала за миллион фунтов инсталляцию Дэмиена Херста с рыбами, а Herald St — скульптуру Мэтью Дэрбишира, который "лепит" женские фигуры из разноцветного поликарбоната. К Эммануэлю Перротену шли за работами американца KAWS, в 303 Gallery — за полотнами Роба Прюитта, а к Урсуле Кринцигер, которую величают "венской Ольгой Свибловой", — за Марком Уоллингером и Мариной Абрамович.
Цены Frieze Masters на порядок выше. В Cheim & Read радовались продаже полотен Жоан Митчелл по цене 5,5 млн долларов, Malborough расставались с драгоценными полотнами Бэкона по цене от 20 млн и выше, не меньшие суммы можно было оставить и в других галереях. Но легко было найти и что-то сравнительно недорогое, пополнив свою коллекцию, например, работой за 50 тысяч долларов.
Эффектные реплики на знаменитые произведения — еще одно удачное вложение средств. Нашим фаворитом стала работа AIDS художника General Idea, основанная на культовой LOVE Роберта Индианы. Она, как и показанное польской галереей Raster произведение арт-группы Slavs & Tatars, получила особый знак Фонда Outset, который означает скорый переезд в постоянную коллекцию музея Tate. Что до Slavs & Tatars, содиректор московской ярмарки Cosmoscow Маргарита Пушкина отметила ее как одну из наиболее запомнившихся. В ее хит-листе также оказались Гошка Мацуга, обыгрывающая в своих работах сюжеты Роя Лихтенштейна и Рене Магритта (стенд Andrew Kreps), Сара Лукас (Sadie Colies и CFA) и курированный стенд галереи Hauser & Wirth с работами Луизы Буржуа, Риты Акерман и Мартина Крида. Отметим, что общую стоимость предметов, выставленных на Frieze London, оценивали в 2 с лишним миллиарда фунтов стерлингов.
After-party
После превью Frieze гости отправились на Кинг-стрит: аукционный дом Christie's, в прошлом году устраивавший вечеринку совместно с журналом Tatler, на этот раз приобрел партнера в лице Vanity Fair и пригласил своих близких друзей на чинный и уютный вечер. Он завершился ближе к одиннадцати — на следующий день участники Frieze с утра возвращались к работе, а самые активные VIP-гости Frieze уже в 8:30 встречались на закрытом показе в музее Tate Britain.
VIP-программа мероприятия в этом году охватила главные музеи Лондона: на полтора часа раньше обычного свои двери открыли Национальная портретная галерея и Британский музей, другие же выделили время для приватных осмотров. Королевская Академия художеств приглашала посмотреть крупную ретроспективу Ансельма Кифера, Whitechapel Gallery — новую выставку Ричарда Туттла, и это стало лишь малой частью недельного торжества.
К концу выходных Лондон явно притих. Пока на улицах продолжали раздавать флаеры ярмарки "доступного" искусства The Affordable Art Fair, которая 20 октября открылась как отголосок Frieze-недели, основная публика уже покинула Великобританию. Пока одни летят домой, другие направляются в Париж: 23 октября там стартует 41-я ярмарка современного искусства FIAC, еще более крупная и важная. На ней нас ждут стенды 191 галереи и пять новых государств-участников: Индия, Япония, Норвегия, Португалия и Саудовская Аравия. До встречи в Гран-Пале!
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7