Лондон во время Frieze Art Week: как это было

Что случилось с Великобританией из-за главной арт-ярмарки

Очевидно, что осмотреть 162 галереи на Frieze London за один вечер так же трудно, как совершить кругосветное путешествие за 80 дней. У нас, к счастью, было гораздо больше времени

Во вторник вечером Риджентс-парк полон людей: лондонские "траффик-менеджеры" регулируют дорожное движение, снимая красную веревку у "зебры" на Мэрилебоун-роуд. В одном из лучших королевских парков страны собираются коллекционеры, арт-дилеры, журналисты и художники, которых, по аналогии с постоянными гостями модных показов, хочется объединить в условное сообщество art crowd. Шум, вызванный в городе двенадцатой Frieze, сравним с лихорадкой из-за лондонской недели моды, что неудивительно. Столь яркий срез британской арт-сцены бывает лишь раз в году, и Frieze London, как и ее нью-йоркского собрата Frieze NY, нужно рассматривать в местном культурном контексте.

Спокойные игры

Азартным коллекционерам на основной Frieze London делать нечего. Нет той борьбы и некого саспенса, которые сопровождают крупнейшие арт-аукционы, нет редчайших работ, которые удается купить раз в истории, и нет того восторга, когда аукционист стучит молотком по столу с криком "Продано за 750 тысяч фунтов!", а ты понимаешь, что тебе досталось настоящее сокровище. Однако прогулка по полутора сотням стендов дает общее понятие о трендах сезона, возможность открыть новые имена, купить несколько работ любимых художников, а также зайти в гости ко всем своим друзьям-галеристам, что уже немало. В этом году Frieze также приобрела сектор Live c отличной программой перформансов. За "классикой" же стоило поехать на более солидную и серьезную ярмарку Frieze Masters, которая находится в 15 минутах езды на автомобиле или специальном шаттле.

Искусство нестарых мастеров

Известно, что люди, коллекционирующие старое искусство, часто смотрят на меценатов, гоняющихся за новыми работами KAWS и Адрианы Варежао, с изрядной долей скепсиса. Те же, напротив, считают, что собирать полотна Боттичелли или скульптуру эпохи рококо — занятие консервативное и даже занудное. Не думаем, что это стало причиной того, что три года назад из Frieze выделилась отдельная крупная ярмарка Frieze Masters, но разница в атмосфере, публике и арт-контенте между ними заметна с первого взгляда. Frieze Masters трудно назвать скучной: она собирает искусство от античного до современного и cделана с чувством, толком, расстановкой. Рядом с живописью XVII века вы встретите работы Синди Шерман, антикварные африканские статуи соседствуют с послевоенным искусством Японии и Китая, а потому ярмарка походит на увлекательную книгу по истории искусства.

Фокус

Чтобы понять, что творится в голове у коллекционера, стоит заглянуть в стенд галереи Nelly Nahmad. Там воссоздали целую квартиру, в которой мог бы жить парижский меценат конца 1960-х годов. Все ее содержимое так и хочется увидеть на блошином рынке на Портобелло-роуд, а хозяев такого жилища — представить подобными Гертруде Стайн или Лео Кастелло. Герой стенда Nelly Nahmad — коллекционер до мозга костей, который собирает не только работы Лучо Фонтаны, Альберто Бурри и Альберто Джакометти, но и коробки спичек из роскошных отелей. Толстые подшивки журналов, фильмы Годара и Трюффо на маленьких телевизорах и впечатляющая библиотека завершили психологический портрет заядлого собирателя, чья квартира вот-вот лопнет от количества раритетных вещиц.

С каждым годом галереи все чаще фокусируются на конкретных художниках. Этот тренд понравился главному редактору журнала InStyle Юрате Гураускайте. "Многие галереи показывают не набор лучших художников, с которыми работают, а создают в своем стенде цельный интерьер, — отметила она. — Взять того же Гагосяна и показанную им детскую площадку, которая имеет очень интересную художественную подоплеку. По словам куратора, работа Карстен Хеллер иллюстрирует некое пограничное состояние человека". 

Главного арт-дилера планеты Ларри Гагосяна можно назвать чемпионом раздела Focus: он не прогадал, выставив всего лишь одну работу, потому что она была первым, о чем вспоминали гости Frieze, делясь впечатлениями друг с другом. Стенд Gagosian Gallery вызывал улыбки на лицах даже самых серьезных коллекционеров: они наблюдали за тем, как дети резвились внутри белого игрального кубика, пока взрослые никак не могли наиграться с щупальцами резинового осьминога и гигантской скульптурой гриба, которую можно было раскачивать. Работу Kindergarten размером с пару крупных жилых комнат можно было увезти с собой только целиком.

Стенд Gagosian Gallery

Чем в целом хороша Frieze Masters, так это разнообразием. Пока галерея Golnaghi / Bernheimer посвящает весь свой стенд снимкам Хорста П. Хорста (как раз в тему к его ретроспективе в Музее Виктории и Альберта), Дэвид Цвирнер, расположившийся напротив, манит нас работами Дональда Джадда, Лучо Фонтаны, Зигмара Польке, Мартина Киппенбергера и Роя Лихтенштейна. Соседняя с ним Lisson Gallery привезла в Лондон нетипичные скульптуры Аниша Капура (в противовес его узнаваемым зеркальным работам, которые есть на любой крупной ярмарке), а также текстильные произведения Дэниела Бюрена. Галерея Malborough весь свой стенд на Frieze Masters посвятила британскому художнику Фрэнсису Бэкону, представив принты его работ стоимостью 15 тысяч долларов и живописные полотна, цена которых достигала 28 миллионов долларов. Эльвира Гонзалес — еще один звездный дилер — сделала ставку на Дональда Джадда, Александра Колдера и Фернана Леже. В итоге Frieze Masters могла потягаться с постоянной коллекцией любого крупного музея. И этой осенью — победить, хотя бы потому, что была доступна для просмотра всего лишь пять дней.

Стенд Lisson Gallery

Фрэнсис Бэкон (Галерея Malborough)

Скульптурный парк

В минуте ходьбы от основной площадки Frieze был разбит скульптурный парк, в котором приняли участие два десятка крупных галеристов. Виктория Миро установила на траве "Тыкву" Яей Кусамы, Тадеуш Ропак — огромную голову HEAD (Mao) Нота Витала, а Frutta позабавила нас скульптурой Габриель де Сантис под названием "Не могу отвести глаз от тебя" (Can’t Take My Eyes Off You), составленной из смайликов Emoji. 20 скульптур во главе с гигантской деревянной статуей работы KAWS идеально смотрелись на фоне не по-октябрьски зеленых газонов.

KAWS

Майкл Крейг-Мартин (Gagosian Gallery)

Габриель де Сантис "Не могу отвести глаз от тебя"

Not Vital (Галерея Thaddaeus Ropac)

Яей Кусама "Тыква"

Туманный Альбион

Новый директор Frieze Виктория Сиддал собрала 162 галереи из стран Европы, Америки и Азии на основной ярмарке и 127 галерей на Frieze Masters. Среди современного искусства, свежего и не очень, можно было с легкостью затеряться, а вот найти что-то кричаще-яркое и воодушевляющее оказалось непросто. 

Хотя на новой Frieze не найти "дышащих" свиней Пола МакКарти (как в здании Christie's на Кинг-стрит) и других произведений, переворачивающих сознание, глаз зацепился за массу интересных работ. Начав с самого "сливочного" раздела ярмарки, после Ларри Гагосяна мы отправились к стендам других галерей, продающих работы музейного уровня.

Дональд Бэчлер. Смайли, 2008

Как потратить миллион

На прошлой неделе расстаться с крупной суммой денег можно было где угодно. Тадеуш Ропак, соблазняющий вас крупной работой Алекса Катца (цена — 1 миллион фунтов), скульптурами Эрвина Вурма и Энтони Гормли, помог бы вам c этим моментально. В интервью лондонской The Art Newspaper он в очередной раз подчеркнул, что главные художники нашего времени — это Герхард Рихтер, Зигмар Польке, Ансельм Кифер и Георг Базелиц, и работы последнего Ропак тоже с успехом продавал на Frieze. Чуть больше усилий потребовалось галеристу Максу Хетцлеру, который предлагает искусство в ценовом диапазоне от 90 до 420 тысяч фунтов стерлингов и продает работы Альберта Оэлена и Эрнесто Нето. Галерея White Cube в первый же день продала за миллион фунтов инсталляцию Дэмиена Херста с рыбами, а Herald St — скульптуру Мэтью Дэрбишира, который "лепит" женские фигуры из разноцветного поликарбоната. К Эммануэлю Перротену шли за работами американца KAWS, в 303 Gallery — за полотнами Роба Прюитта, а к Урсуле Кринцигер, которую величают "венской Ольгой Свибловой", — за Марком Уоллингером и Мариной Абрамович. 

Дэмиен Херст "Истинный художник помогает миру, открывая мистические истины", 2006 (Галеря White Cube)

Цены Frieze Masters на порядок выше. В Cheim & Read радовались продаже полотен Жоан Митчелл по цене 5,5 млн долларов, Malborough расставались с драгоценными полотнами Бэкона по цене от 20 млн и выше, не меньшие суммы можно было оставить и в других галереях. Но легко было найти и что-то сравнительно недорогое, пополнив свою коллекцию, например, работой за 50 тысяч долларов. 

Эффектные реплики на знаменитые произведения — еще одно удачное вложение средств. Нашим фаворитом стала работа AIDS художника General Idea, основанная на культовой LOVE Роберта Индианы. Она, как и показанное польской галереей Raster произведение арт-группы Slavs & Tatars, получила особый знак Фонда Outset, который означает скорый переезд в постоянную коллекцию музея Tate. Что до Slavs & Tatars, содиректор московской ярмарки Cosmoscow Маргарита Пушкина отметила ее как одну из наиболее запомнившихся. В ее хит-листе также оказались Гошка Мацуга, обыгрывающая в своих работах сюжеты Роя Лихтенштейна и Рене Магритта (стенд Andrew Kreps), Сара Лукас (Sadie Colies и CFA) и курированный стенд галереи Hauser & Wirth с работами Луизы Буржуа, Риты Акерман и Мартина Крида. Отметим, что общую стоимость предметов, выставленных на Frieze London, оценивали в 2 с лишним миллиарда фунтов стерлингов.

General Idea. СПИД (Рейнхардт), 1991

Slavs & Tatars. Любовные письма (№ 7), 2014

 

After-party

После превью Frieze гости отправились на Кинг-стрит: аукционный дом Christie's, в прошлом году устраивавший вечеринку совместно с журналом Tatler, на этот раз приобрел партнера в лице Vanity Fair и пригласил своих близких друзей на чинный и уютный вечер. Он завершился ближе к одиннадцати — на следующий день участники Frieze с утра возвращались к работе, а самые активные VIP-гости Frieze уже в 8:30 встречались на закрытом показе в музее Tate Britain.

VIP-программа мероприятия в этом году охватила главные музеи Лондона: на полтора часа раньше обычного свои двери открыли Национальная портретная галерея и Британский музей, другие же выделили время для приватных осмотров. Королевская Академия художеств приглашала посмотреть крупную ретроспективу Ансельма Кифера, Whitechapel Gallery — новую выставку Ричарда Туттла, и это стало лишь малой частью недельного торжества.

К концу выходных Лондон явно притих. Пока на улицах продолжали раздавать флаеры ярмарки "доступного" искусства The Affordable Art Fair, которая 20 октября открылась как отголосок Frieze-недели, основная публика уже покинула Великобританию. Пока одни летят домой, другие направляются в Париж: 23 октября там стартует 41-я ярмарка современного искусства FIAC, еще более крупная и важная. На ней нас ждут стенды 191 галереи и пять новых государств-участников: Индия, Япония, Норвегия, Португалия и Саудовская Аравия. До встречи в Гран-Пале!

Nick Mauss

Cerith Wyn Evans

Дарья Горшкова

22.10.14, 15:20