Лучшие московские выставки марта

Гиперреализм, поп-арт и биоарт

Первый весенний месяц богат на необычные выставки: в Третьяковке показывают советский гиперреализм, а ММОМА представил выставку-аукцион и открыл pop-up-галерею в Столешниковом переулке. Мы выбрали лучшие московские экспозиции марта

«Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией»

Где: Третьяковская галерея, Крымский Вал, 10

Когда: до 26 июля

В Третьяковке на Крымском Валу стартовала масштабная выставка работ советских гиперреалистов. Обычно это направление воспринимают как западный феномен, однако оно параллельно развивалось как в США и Европе, так и в СССР. Правда, начало советскому варианту гиперреализма положили самые «западные» жители Страны Советов — прибалты. Затем течение проникло и в другие республики. Гиперреалисты выбирали нейтральные сюжеты и, работая с фотопроекцией, создавали полотна, точность и детальность которых порой превосходили саму реальность. Мир гиперреализма напоминает еще не существовавшую в те годы реальность виртуальную. Команда ГТГ разбила экспозицию на шесть разделов, посвященных самым популярным у советских гиперреалистов темам и мотивам: «Город», «Мастерская», «Вторая природа», «Холодная война», «Реальность — абстракция» и «Я и другие».

С. Н. Базилев. «Тир ДОСААФ», 1983

Чави Виларо. «8»

Где: галерея Osnova, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8, на территории ЦСИ «Винзавод»

Когда: до 8 апреля

В галерее Osnova показывают новый проект известного испанского художника Чави Виларо с лаконичным названием «8». Его работы на первый взгляд исполнены средиземноморской жизнерадостности: каталонец не скупится на яркие цвета вроде кислотно-розового и забавные образы. На самом деле за игривостью формы скрываются вполне серьезные, даже грустные смыслы, существующие далеко за пределами Иберии: его герои — жертвы одиночества и рутины. В новой серии Виларо экспериментирует с четким сочетанием простых монохромных цветов и света, которые ненавязчиво придают работам загадочности и тревожности.

Чави Виларо. «8»

Илья Федотов-Федоров. «Человек разумный одинокий»

Где: Московский музей современного искусства, Гоголевский бульвар, 10

Когда: с 13 марта по 19 апреля

Про одиночество будет и персональная выставка Ильи Федотова-Федорова в ММОМА на Гоголевском — наукоподобное название говорит само за себя. Учебник биологии вспоминается неспроста: художник работает в причудливом жанре биоарт. Искусство отбирает у науки пробирки и микроскопы и коварно, но продуктивно использует их в собственных метафизических целях. Многочисленные способы связи и информационные каналы, без которых немыслимо современное общество, парадоксальным образом обособили человека и сделали его еще более одиноким. Впрочем, homo solicitus вместо homo sapiens возникает еще у Джона Фаулза в знаменитом «Волхве», так что, быть может, одиночество — неотъемлемая примета эпохи постмодерна? Об этом можно поразмыслить на выставке Фетодова-Федорова о взаимоотношениях человека с самим собой и окружающим миром.

Илья Федотов-Федоров. «Мегаполис» (видеоинсталляция), 2014

#POPART

Где: pop-up-галерея Swatch и ММОМА, Столешников переулок, 7, стр. 1

Когда: до 3 апреля

Этот месяц оказался чрезвычайно плодотворным для ММОМА: помимо выставок в привычных филиалах музей открыл еще и временное арт-пространство совместно со Swatch. Pop-up-галерея размещается аккурат за бутиком часового бренда в Столешниковом переулке. Открылось пространство выставкой поп-арта, вернее современной российской вариацией на тему этого американского течения 60-х. Получилось интересно и красочно. «Баскетбольная» инсталляция Алексея Трегубова «Забрось» соседствует с латексными скульптурами Саши Фроловой и «Колбасой» арт-дуэта «ЕлиКука», а абстракция Ольги Кройтор — с «Флагом» Коли Сапрыкина. 

Алексей Трегубов. «Куда едем?», 2014

Евгений Медведев-Ма. «1, 2, 4…»

Где: галерея WeArt, Николина Гора, 23-й километр Рублево-Успенского шоссе, проспект Шмидта, владение 1

Когда: до 29 марта

Обычно все культурные площадки «кучкуются» в центре города. Галерея WeArt, забравшаяся на Николину Гору, вносит в это правило приятное исключение. В марте в ее стенах открылась выставка Евгения Медведева-Ма с математическим названием «1, 2, 4...». Всячески трансформируя всем знакомые ступеньки спортивного пьедестала, художник размышляет о социальных отношениях в современном обществе. В центре зала выставлены сами объекты, а на стенах висят графические работы, их поясняющие. Есть пьедестал-куб с цифрой 0 — «абсолютная социальная модель», есть крестообразный — «циркулирующий, равнозначимый», еще один ставит 1, 2, 3 и другие места в один ряд — «объединяющий». В геометричную форму с цифрами искусство умудряется втиснуть высокие смыслы об относительности оценок и положения человека в мире.

Евгений Медведев. «1, 2, 4...»

«Искусство быть рядом»

Где: Московский музей современного искусства, Гоголевский бульвар, 10, стр. 2

Когда: до 5 апреля

Объединившись с фондом «Антон тут рядом» и заручившись поддержкой аукционного дома Phillips, ММОМА проводит выставку-аукцион с участием топовых представителей российской арт-сцены. AES+F соседствуют с Олегом Куликом, а ироничный реализм Владимира Дубосарского — с «подлинной» Моной Лизой Светланы Петровой со знаменитым котом Заратустрой (FatCatArt) на коленях. Работы разнятся по жанру и тематике: кто-то обращается к мифологии, кто-то — к «социалке». 2 апреля в музее пройдет аукцион, в ходе которого произведения будут проданы, а вырученные средства направят на поддержку людей с аутизмом.

Дмитрий Шорин. «Нота 8м», 2014

Уинн Баллок. «Погружение»

Где: Центр фотографии им. братьев Люмьер, Болотная набережная, 3, стр. 1

Когда: с 18 марта по 10 мая

В Центре имени братьев Люмьер открывается выставка одного из наиболее значимых и самых лиричных фотографов ХХ века Уинна Баллока. Его можно назвать художником кадра: его работы всякий раз сообщают особенную атмосферу, часто — визуализируют философскую мысль. Баллок любил экспериментировать. В 40-х он увлекается соляризацией и бас-релифом, в 50-х переходит к «прямой» фотографии, в 60-х создает серию цветных абстрактных работ, а затем вновь возвращается к черно-белой фотографии. Благодаря таким виткам наследие Баллока получилось невероятно обширным и многогранным.

Уинн Баллок. «Соляризация», 1940

Сергей Багулин

14.03.15, 15:00