О современном искусстве, Кавказе, Центральной Азии и познании себя
С 19 по 22 марта в Дубае пройдет восьмая ярмарка современного искусства Art Dubai. Колумнист Buro24/7 Мария Байбакова предвкушает грядущую выставку, которая станет для нее очень личной
В понедельник, 17 марта, я лечу в Дубай — не на скачки или гонки, не за шоппингом или солнцем. Я направляюсь на восьмую по счету ярмарку Art Dubai, в попечительский совет которой вхожу уже пять лет. В этом году Art Dubai будет для меня очень личным. Во-первых, он посвящен Кавказу и Центральной Азии; во-вторых, его курируют мои близкие друзья — арт-группа Slavs and Tatars.
Каждый год Art Dubai, в рамках проекта под названием Marker, отдает часть выставочного пространства одному региону. В 2012-м здесь изучали искусство Индонезии, в прошлом году — Западной Африки. Marker — это рука на пульсе современного искусства, откровенный разговор о событиях и местах, которые редко появляются в международном арт-календаре. Кураторы, художники, галеристы и коллекционеры со всего мира получают здесь возможность познакомиться с чем-то неповторимым, с тем, что не увидеть на Art Basel или Frieze. Галереи, музеи и авторы из этих забытых арт-миром регионов — уникальный шанс пообщаться с глобальной аудиторией специалистов по современному искусству. Я рассматриваю Maker как самую стратегически важную часть Art Dubai — этим проектом дирекция позиционирует ярмарку (да и сам эмират) как место встречи так называемого MENA (Middle East and North Africa — территория, объединяющая страны Магриба и Ближнего Востока) и исламского мира со своими соседями.
В этом году дирекция решила сфокусироваться на наших общих соседях — Кавказе и странах Центральной Азии. Если раньше "местом силы" этого региона была исключительно Москва, то сегодня подобное звание по ряду геополитических причин перетягивает на себя именно Дубай. На роль кураторов и организаторов Marker дирекция Art Dubai пригласила художников Slavs and Tatars. Такое решение неслучайно — в своем творчестве арт-группа фокусируется на "пространстве восточнее Берлинской стены и западнее Великой китайской".
Для меня же эта ярмарка — не только возможность познакомиться с искусством соседнего региона или встреча со старыми друзьями из арт-мира, но гораздо большее. Это уникальный шанс познать саму себя и посмотреть другими глазами на современный облик региона, откуда родом мои предки. Я — русская, москвичка, но в моих жилах течет, в том числе, и армянская кровь, а четыре поколения моей семьи прожили в Баку. В детстве я просто обожала азербайджанскую еду, которую так прекрасно готовит моя бабушка, и запивала ее чаем из пиал (а не чашек!). На стене в моей квартире в обязательном порядке висел ковер, как и во многих семьях из Советского Союза. Помните, как этими самыми коврами гордились и хвастались? У меня был с верблюдами и колючками. А у вас какой? Заметьте, ковер висел на месте, предназначенном для картины. И, как ни странно, именно это "место" в доме стало в будущем самым важным в моей жизни.
В 1996-ом я уехала в Америку, улетела из гнезда и, в некоторой степени, "распрощалась" с этой частью биографии. Но в 2003-м, после окончания университета, внутри что-то екнуло, и для меня стало очень важным понять и прочувствовать историю своей семьи. Я начала с малых шагов: в свободное время изучала современную культуру моего региона, где сама никогда не была, а в 2008 году в Москве курировала выставку о Центральной Азии в рамках фестиваля "Роза Мира" вместе с Кристиной Штейнбрехер. Но и этого мне было мало! Я хотела знать не только постсоветскую историю, но и то, что происходило в регионе в XX веке. Я начала ходить во все музеи и на все выставки, так или иначе посвященные Центральной Азии и Кавказу — зачастую они проходили в забытых галереях и местечковых музеях Москвы и других влиятельных арт-столицах.
Благодаря близкому знакомству с творчеством кураторов нынешнего Marker — Slavs and Tatars — я узнала много нового о культуре, еде и традициях Центральной Азии. Я прочитала "Али и Нино" Курбана Саида, влюбилась в фольклорного персонажа Ходжу Насреддина и изучила архив одноименного сатирического журнала ("Молла Насреддин"), выходившего в Тбилиси, Тебризе и Баку с 1906 по 1931 год, которому Slavs and Tatars впоследствии посвятили целую книгу. Поедая гранаты и сидя на ковре вместо дивана, я погрузилась во вселенную Сергея Параджанова. И мало-помалу непростая судьба Кавказа XX века начала собираться в пусть по-прежнему размытую, но гораздо более цельную картинку.
В это же время я начала ездить в культурные поездки по Ближнему Востоку: ОАЭ, Катар, Оман, Саудовскую Аравию, Ливан. Я стала настолько близким другом здешнему арт-миру, что получила возможность войти в число попечителей Art Dubai, не имея при этом арабского происхождения, — случай небывалый. Везде на Востоке я чувствовала себя желанным и дорогим гостем, мне было комфортно и уютно. Тем не менее, мне постоянно не хватало чего-то еще, своего... Я неожиданно поняла, что провела несколько лет, ходя вокруг да около, "на подступах" к Кавказу, такого родного и знакомого региона, в котором не была со времен детских поездок в Кисловодск. Я собрала вещи и отправилась в собственный хадж, за два года объездив Грузию, Армению и Азербайджан. Именно там, за чашкой ароматного чая, я, наконец, почувствовала себя как дома. Картинка сложилась и обрела четкость и ясность.
Кавказ и Центральная Азия — это место встречи Востока и Запада, Севера и Юга. Некий "пуп Земли". Древнейшая колыбель языков, религий, народов, где живут представители 50 этнических групп, которые говорят на 300 разных языках. При этом нам всем хорошо известно маргинальное, пренебрежительное отношение населения России (и Москвы, в частности) к выходцам из Кавказа и абсолютное непонимание, с которым на этот регион смотрит Запад. Про образы, которые приходят на ум при словосочетаниях "Северная Осетия" или "Нагорный Карабах", говорить страшно, грустно и тоскливо. Задача Art Dubai и Slavs and Tatars — не только напрямую связать современных художников со знатоками и коллекционерами, но и, прежде всего, познакомить зрителей с другой стороной Кавказа. Это меняющийся регион, который, с одной стороны, не чужд процессам глобализации, с другой — не утратил древнего культурного очарования и, как и полагается Востоку, остается "делом тонким".
Чтобы показать современную культуру этого региона, Slavs and Tatars пригласили принять участие в программе Marker несколько здешних ключевых платформ в области современного искусства. В числе частных арт-организаций, представляющих на Art Dubai интересы художников: ArtEast (Бишкек, Киргизия); Asia Art+ (Алматы, Казахстан); Северо-Кавказский филиал Государственного центра современного искусства (Владикавказ, Республика Северная Осетия — Алания, Россия); Popiashvili Gvaberidze Window Project (Тбилиси, Грузия) и организация поддержки современного искусства YARAT! (Баку, Азербайджан). Совместно со Slavs and Tatars каждая организация отобрала художников, а выставочное пространство кураторы задумали воплотить в виде чайханы. Самое интересное, что всё искусство будет представлено в жанре портретов, начиная с середины XX века вплоть до наших дней. Все эти портреты — часть некоего общего образа региона. Думаю, это будет отличная возможность, сидя на обложенных коврами ложах, за разговорами о персонажах этих портретов и с пиалой чая, познакомиться с новым Кавказом и другими, нашими общими, соседями.
После ярмарки организация YARAT во главе с моей прекрасной знакомой Аидой Махмудовой приглашает гостей Art Dubai поехать в Баку и продолжить душевный культурный разговор на открытии впечатляющей выставки Love Me, Love Me Not (3 апреля — 25 мая). Она посвящена безудержной динамике развития современного искусства Азербайджана, Ирана, Турции, России и Грузии. Экспозиция с успехом прошла в рамках последней Венецианской биеннале. Примечательно, что название Love Me, Love Me Not ("Любит, не любит" — очень символично!) ей подарила одноименная работа тех самых Slavs and Tatars. Круг замкнулся. Маршрут готов. Сначала я еду в Дубай, а потом — в Баку. И, конечно, буду писать вам оттуда!
Восьмой выпуск выставки-ярмарки Art Dubai пройдет с 19 по 22 марта 2014 года
Другие истории
Подборка Buro 24/7