Бутусов, Кастеллуччи, Крымов: кто будет бороться за "Золотую маску"
Мы сходили на пресс-конференцию, посвященную афише «Золотой маски» сезона 2014-2015, и теперь рассказываем, кто оказался в номинантах премии
«Золотая маска» — самый серьезный театральный проект в стране. Не только как премия, но и как фестиваль, который привозит главные российские и зарубежные спектакли в Москву, а также отправляет столичные театры в регионы и другие страны. Это действительно важный для искусства процесс, однако вокруг него в последнее время кипят нешуточные страсти, связанные отнюдь не с эстетической стороной дела.
В октябре было решено провести реформу «Золотой маски», в частности обновить экспертный совет. Многими театральными деятелями это было расценено как вмешательство Министерства культуры в работу фестиваля. В знак протеста из совета вышли критики Алла Шендерова и Ольга Фукс. Вскоре было опубликовано открытое письмо театральных критиков к председателю Союза театральных деятелей России Александру Калягину (технически СТД — учредитель «Золотой маски») с требованием расформировать новый экспертный совет. В письме говорилось о том, что на «Золотую маску» давит Министерство культуры, а это может «привести к тому, что фестиваль начнет рушиться как карточный домик».
Некоторых новых членов совета упрекнули в тенденциозности и предвзятости. Письмо подписали более 100 человек. Позже часть из них заявила о намерении создать Ассоциацию театральных критиков, а Кирилл Серебренников вместе с «Гоголь-центром» и Константин Богомолов отказались от участия в «Золотой маске». Забегая вперед, заметим, что в конкурсе сезона 2014—2015 спектакли Серебренникова все-таки присутствуют. Более того, Мария Ревякина во время конференции упомянула, что режиссер не писал официального отказа от участия — только объявил об этом в Facebook.
Впрочем, во всех подробностях фестивальной ситуации мы еще будем разбираться, пока же сосредоточимся на объявленном сегодня списке номинантов на соискание премии — вручение «Золотой маски» состоится в середине апреля будущего года. Стоит сразу сказать, что все скандалы связаны с экспертным советом, который только начинает работу: он будет отбирать спектакли нынешнего сезона для фестиваля 2017 года. Совет, который работает сейчас и который объявил номинантов сегодня в полдень, таких серьезных нареканий у театрального сообщества не вызвал.
Итак, немного о претендентах на грядущую премию. Во всех номинациях представлены как столичные, так и региональные театры. В одной из главных номинаций «Драма / Спектакль большой формы» в борьбе столкнутся театры Москвы («Бег», Театр им. Вахтангова, «Нюрнберг», РАМТ, «Обыкновенная история», «Гоголь-центр», «Сказки Пушкина», Театр Наций, «Сон в летнюю ночь», театр «Мастерская Петра Фоменко», «Юбилей ювелира», МХТ им. А. П. Чехова), Санкт-Петербурга (Zholdak Dreams, Большой драматический театр им. Товстоногова, «Кабаре Брехт», Театр им. Ленсовета, «Маскарад. Воспоминания будущего», Александринский театр, «Пьяные», «Человек»), Красноярска («Алиsа», Театр юного зрителя) и других городов. На награду в категории «Драма / Спектакль малой формы» претендуют, в частности, московские спектакли Дмитрия Крымова («О-й. Поздняя любовь») и Сергея Женовача («Самоубийца»), работы Марата Гацалова («Теллурия», Александринский театр) и других видных режиссеров.
За главные оперные награды поборются Большой, Мариинский, Михайловский театры (что вполне предсказуемо), но также «Электротеатр Станиславский», Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского и театры Екатеринбурга и Самары. В балетной категории выдвинуты Большой театр (со спектаклем Кирилла Серебренникова «Герой нашего времени»), Театр балета Бориса Эйфмана (спектакль Up & Down), Проект Сергея Даниляна («Моцарт и Сальери», Zeitgeist).
Особого внимания заслуживает конкурс «Эксперимент». В нем представлены оригинальные театральные действа, которые трудно отнести к определенному жанру. Именно в этой номинации можно найти спектакли, в которых создатели занимаются поиском нового театрального языка. Например Remote Moscow проекта Rimini Protokoll, «Земля» Максима Диденко и «Звуковые ландшафты» Школы драматического искусства.
Что касается персоналий: молодые режиссеры (Дмитрий Волкострелов, например, номинирован за спектакль «Беккет. Пьесы», а Семен Александровский — за «Элементарные частицы», постановку, созданную в новосибирском театре «Старый дом») столкнутся с мэтрами — Юрием Бутусовым, Камой Гинкасом, Валерием Фокиным; российские режиссеры — с западными гостями (в номинации «Драма / Работа режиссера», скажем, представлены Ромео Кастеллуччи, поставивший «Человеческое использование человеческих существ» в «Электротеатре Станиславский», и Роберт Уилсон со своими «Сказками Пушкина»). У актеров тоже развернется нешуточная борьба: наверняка членам жюри (кстати, его состав объявят 7 декабря) будет непросто выбирать между великим Петром Семаком (Арбенин в спектакле «Александринки» «Маскарад. Воспоминания будущего»), любимым всей страной Олегом Табаковым («Юбилей ювелира»), молодым и ярким Виктором Добронравовым (Хлудов в «Беге» Юрия Бутусова) и другими номинантами.
В сегодняшней пресс-конференции участвовали директор фестиваля Мария Ревякина, председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, президент фестиваля Георгий Тараторкин и председатели экспертных советов Александр Вислов («Драматический театр и театр кукол») и Екатерина Бирюкова («Музыкальный театр»). Все они утверждают, что нынешний фестиваль уникален своей афишей: в ней рекордное количество спектаклей. Для того чтобы отобрать номинантов (в лонг-лист вошло 109 постановок, в шорт-лист — 72), эксперты отсмотрели 774 спектакля, побывали более чем в сотне городов, что и правда «беспрецедентный труд», как сказала сегодня Мария Ревякина.
Не забыли упомянуть и оперу Тимофея Кулябина «Тангейзер». Екатерина Бирюкова, возможно, предвосхитив вопросы из зала, высказала сожаление о том, что этот спектакль больше не существует: его сняли с репертуара Новосибирского театра оперы и балета. Именно по этой причине «Тангейзер» не смогли включить в число номинантов.
Александр Вислов, в свою очередь, отметил, что чуть ли не впервые в истории фестиваля в афише почти в равной степени представлены «три кита» российского театра — Москва, Петербург и провинция. Тон встрече организаторов «Золотой маски» с журналистами задал Георгий Тараторкин: он просто поблагодарил всех, кто работает над фестивалем, «объединяющим всю театральную Россию», и традиционно пожелал доброго пути. Что ж, мы тоже надеемся, что этот путь будет добрым, несмотря на скандалы, раздирающие театральный мир.
С полным списком номинантов можно ознакомиться на сайте «Золотой маски».
Другие истории
Подборка Buro 24/7