На этой неделе в Вене жизнь действительно кипит: первая в Австрии выставка Люсьена Фрейда, смотр curated by_vienna (в этом году под девизом Why Painting Now), экспозиция Dreaming Russia в Альбертине и главное, ярмарка современного искусства VIENNAFAIR с огромной параллельной программой.
Для коллекционеров и любителей искусства ярмарка VIENNAFAIR работает в этом году ежедневно с 10 по 13 октября в пространстве Messe Wien. Она существует в Вене с 2005 года, и только второй год проводится под эгидой русских. Владелец 70% акций — бизнесмен, председатель совета директоров RDI Group Дмитрий Аксенов. Вместе с двумя арт-директорами Кристиной Штейнбрехер и Витой Заман он укрепляет позиции VIENNAFAIR как смотра, сфокусированного главным образом на искусстве Восточной Европы. Пусть галереи других регионов и составляют некоторый процент на ярмарке — в пространстве Messe Wien можно найти участников из Южной Кореи, Ирана и Лос-Анджелеса, например, — но все же лидируют в общем списке Австрия, Россия и Польша.
Арт-директор Кристина Штейнбрехер главной задачей ярмарки ставит ознакомление арт-сообщества с малоизвестными художниками и галереями. От того на VIENNAFAIR все иначе, чем на главных мировых ярмарках: корифеев вроде Ларри Гагосяна, Дэвида Цвирнера или Пола Касмина тут не встретить, а вот открыть для себя новых художников и перспективных галеристов венский смотр позволяет в полной мере.
Кристина Штейнбрехер, министр культуры Вены Андреас Майлат-Покорни, Дмитрий Аксенов и Вита Заман
Это ярмарка, рассчитанная не только на верхушку арт-сообщества, но и на средний класс: искусство для себя здесь сможет найти каждый, будь то обои от "Еликуки" (от 100 до 500 евро за метр) или картина Ивана Горшкова за 150 евро (у венской Knoll Gallery). Но есть также и весьма дорогие работы Марины Абрамович и Марка Уоллингера (у Galerie Krinzinger).
Количество посетителей превью и вернисажа ярмарки в этом году составило 5700 человек, что в два раза больше, чем в прошлом. Первые закрытые просмотры VIENNAFAIR прошли 9 октября и завершились масштабной вечеринкой в Pratersauna, ознаменовавшей открытие "второй русской" венской ярмарки.
Министр культуры Вены Андреас Майлат-Покорни, художник Ханс Купельвайзер, почетный директор Музея прикладного искусства МАК Петер Ноевер, арт-директор VIENNAFAIR Кристина Штейнбрехер
В этом году на ярмарке Россию представляют 11 галерей (против семи в 2012-м). Приехавшая впервые "Риджина" показала "Искусство метрами" — перформанс группы "Еликука", которая собственноручно продает разрисованные рулоны обоев по метрам или, ради забавы, по сантиметрам (к концу первого дня у них купили более 25 м), а также работы Сергея Зарвы и Егора Кошелева.
Арт-группа "Еликука" на стенде галереи "Риджина"
RuArts привезла работы Владимира Глынина, Виты Буйвид, Семена Агроскина и Сергея Борисова. Галерея Triumph — Ботеро Гомеса, Гутова, Потапова и Ксуты. Среди других российских участников — Marina Gisich Gallery из Санкт-Петербурга, 16thLINE Gallery из Ростова-на-Дону, Ural Vision Gallery из Екатеринбурга, а также московские Galerie Iragui, Pop/off/art gallery, Glaz, Gallery 21 и Nadja Brykina Gallery (Москва/Цюрих).
Стенд галереи Pop/off/art (Москва/Берлин)
Галерея Glaz к концу второго дня работы VIENNAFAIR продала 3 фотографии Вадима Гущина в музей Albertina. Сама "Альбертина" в тот же вечер готовилась к открытию выставки Dreaming Russia, представляющей произведения из коллекции Газпромбанка. В фойе музея мы встретили московского художника-концептуалиста Вадима Захарова, который поделился с нами своими впечатлениями от VIENNAFAIR.
"Мне понравился акцент этой ярмарки, сделанный на восточноевропейском регионе. Было очень интересно посмотреть галереи из Будапешта, Польши и прибалтийских стран. Сама ярмарка, на мой взгляд, получилась очень интеллигентной. Не было взлетов и знаковых работ, как это обычно бывает на больших арт-смотрах. Уровень ее достаточно скромный, но именно это мне и понравилось. Дай Бог, чтобы и в Москве была подобная ярмарка среднего хорошего уровня, это, по-моему, был бы очень большой успех.
VIENNAFAIR — ярмарка для определенного уровня коллекционеров. Цены не очень большие и здесь можно купить работы. В целом я оцениваю ее положительно, и надеюсь, что следующая ярмарка будет еще лучше и не изменит свою политику."
— Вадим Захаров, художник-концептуалист, представил Россию проектом "Даная" на Венецианской биеннале в этом году
Галерея Урсулы Кринзингер на VIENNAFAIR представляет работы Марины Абрамович и Марка Уоллингера
Первый раз на ярмарке побывал и директор Christie's Россия Гай Визи.
"Что привлекло мое внимание еще до того, как я прибыл на ярмарку, так это ее безупречная организация, от элегантных черно-золотых VIP-буклетов и карты, доставленной мне за месяц до ярмарки, до удостоверения, ждавшего меня в номере отеля. Ярмарка была оформлена очень профессионально: белоснежные и стены, и направленный точечный свет. Кому-то покажется смешным комментировать это, но ведь именно качество стен и освещения может сделать ярмарку безупречной или сыграть с ней злую шутку. Схема VIENNAFAIR была очень простой и позволила легко ориентироваться в пространстве.
Я остался под впечатлением от количества латвийских, румынских и польских участников, хотя сильнейшие стенды ярмарки все же принадлежали немецким и австрийским арт-дилерам. Было радостно видеть и сильные русские галереи, в числе которых Glaz, Iragui, и не только."
— Гай Визи, директор Christie's Россия
Художник Эрвин Вурм и галерист Урсула Кринзингер
Главные игроки среди зарубежных галерей — Galerie Krinzinger Урсулы Кринзингер (в прошлом году она была одним из лидеров по продажам, и уже второй год подряд представляет, среди прочего, работы Марины Абрамович), галерея Кристины Кениг (Christine Konig), завсегдатай зарубежных ярмарок, молодой галерист Андреас Хубер (Andreas Huber) и одна из старейших венских галерей — основанная в 1954 году Galerie Nashct St. Stefan.
Кроме того, обратить внимание советуем на Стива Тернера (Steve Turner) из Лос-Анджелеса, Марка Жанку (Marc Jancou Contemporary, Нью-Йорк/Женева), а также венские Galerie Emanuel Layr и Galerie Meyer Kainer.
Стенд галереи Galerie nächst St. Stephan (Вена). Работа Сони Леймер (справа) была продана еще до начала превью
Стенд галереи Galerie nächst St. Stephan (Вена)
Стенд галереи Galerie nächst St. Stephan (Вена)
Jeonghwa Choi. Breathing Flower, 2012. "Дышащий цветок" стал одним из самых популярных арт-объектов VIENNAFAIR 2013
Стенд галереи Andreas Huber (Вена)
Стенд галереи Andreas Huber (Вена)
Стенд галереи Steve Turner (Лос-Анджелес)
Стенд галереи Steve Turner (Лос-Анджелес)
Иосиф Бакштейн — искусствовед, художественный критик, куратор
Ник Ильин, вице-президент International Development GCAM Group (Global Culture Asset Management)
Исполнительный директор ММОМА Василий Церетели и Кира Саккарелло
Стенд галереи Andreas Huber (Вена)
Стенд галереи Andreas Huber (Вена)
Среди главных спецпроектов ярмарки — VIENNA Duet, сравнивающий искусство Польши и Грузии. Задача ярмарки: определять тренды в искусстве Восточной Европы, а также показывать молодые галереи и привлекать молодых коллекционеров. Поэтому, по словам арт-директора Кристины Штейнбрехер, выбор и пал на Грузию, где нет сильной галерейной сцены, но много талантливых авторов. С Польшей противопоставление у них полное: в этом можно убедиться, обойдя по очереди их соседствующие стенды.
Стенд спецпроекта VIENNAFAIR Duet: Польша и Грузия
Стенд галереи KROBATH (Вена/Берлин)
Стенд галереи Raster
Инсталляция Бернарда Хаммера (вне основной программы VIENNAFAIR)
Напротив входа на VIENNAFAIR расположилась инсталляция австрийского художника Бернхарда Хаммера — "почти законно", как утверждают организаторы этого проекта. Она не заявлена в программе ярмарки, но заслуживает внимания.
Вы читаете цитату знаменитого немецкого писателя в микрофон, затем называете свое имя и следуете через деревянную будку, наступая на груду вещей, двигаетесь под звуки своего и чужих голосов. Далее вам нужно пройти еще одно помещение — узкий лабиринт с развешанными под потолком майками.
Инсталляция Бернарда Хаммера (вне основной программы VIENNAFAIR)
Стенд галереи Marina Gisich Gallery (Санкт-Петербург)
Стенд галереи Marina Gisich Gallery (Санкт-Петербург)
Стенд галереи Marina Gisich Gallery (Санкт-Петербург)
Скульптура Владимира Ансельма "Мальчик" на стенде 16thLINE Gallery (Россия)
Работа Дмитрия Гутова из проекта Genuis Needs An Orgy на стенде галереи "Триумф" (Россия)
Cтенд галереи "Триумф" c работами Дмитрия Гутова и Максима Ксуты (Россия)
Cтенд галереи "Триумф" (Россия)
Владимир Глынин на фоне своих работ. Стенд RuArts (Россия)
Россию на VIENNAFAIR представляют не только галереи, но и некоммерческие организации — в Messe Wien свои стенды привезли Московский музей современного искусства (MMOMA), Мультимедиа Арт Музей, новая онлайн-платформа Artlet.com по продаже современного русского искусства и другие участники.
MMOMA привез в Вену часть выставки Юрия Альберта, которая откроется в Москве в конце ноября. Полки их стенда уставлены банками с надписью "Воздух из мастерской Ю.Альберта". В MMOMA таких банок будет еще больше — сколько именно, представители музея пока не уточняют.
Стенд Московского музея современного искусства (MMOMA)
Стенд венского музея Альбертина
VIENNAFAIR в будущем может войти в традиционную сетку арт-путешествий и занять свое место среди Art Basel, Freeze, FIAC и Венецианской биеннале. Ярмарка уверенно гнет свою линию, поддерживает стабильный хороший уровень, и выступает пусть не как гигант и трендсеттер, но как событие, делающее искусство доступнее для широкого круга.
Учитывая то, что период ее проведения сопровождается всплеском художественной активности в Вене и множеством сопутствующих vip-мероприятий (от экскурсий по хранилищу ESSL Museum и закулисью Бургтеатра до завтраков с художниками, закрытых просмотров и вечеринок), в австрийской столице есть смысл остаться на целую неделю. Что многие российские и зарубежные гости уже сделали.
Министр культуры Вены Андреас Майлат-Покорни и Вита Заман