Премьерный спектакль "Декалог..." в новом театральном пространстве на Сретенке
19 сентября на новой сцене Театра имени Маяковского состоится премьера спектакля "Декалог на Сретенке". Наш корреспондент побывал на открытии новой театральной площадки и репетиции постановки
Новую театральную площадку назвали просто и очевидно — "Сцена на Сретенке". Не стоит воспринимать это место как филиал Театра имени Маяковского. Это будет не отдельная институция, а пространство для театра малой формы. Здесь создадут все условия для режиссерской свободы и экспериментов, которые основная сцена Маяковки позволить себе не может: постоянная публика театра вряд ли будет готова к новой драме и кардинальным перевоплощениям. Надо отдать должное — Театр имени Маяковского не стоит на месте с академическими постановками, здесь тоже ставят необычные спектакли. Но в рамках приличия.
"Новая сцена" позволит развернуться фантазии молодых актеров и режиссеров в полную мощь
"Сцена на Сретенке" Маяковки сделана по всем правилам модного лофта: кирпичные стены, выкрашенные в белый цвет, барная стойка из настоящих рельс, пандусы для инвалидных колясок, вместо привычных портретов артистов по залу расставлены их 3D-фигурки. Одна из главных сцен — Black Box — это просторная комната черного цвета — пространство можно приспособить под любой каприз режиссера. И, конечно, как положено модному месту, все предметы декора — антикварные вещи, чаще всего необычного формата: в одном из многочисленных коридоров нового театра вешалки для одежды сделаны в виде старинных кранов.
Необычным для Театра имени Маяковского будет не только новое пространство, но и премьерный спектакль "Декалог на Сретенке". Режиссер Никита Кобелев поставил по одноименной пьесе Саши Денисовой спектакль-променад. Этот жанр в прошлом сезоне полюбился московской публике. Театр Наций, например, показал "Шекспир. Лабиринт". Но жанр "Декалога..." — "бродилка в десяти заповедях" — не просто дань новому интересному формату. Это возможность задействовать сразу все пространство новой площадки. Зрителям представят 10 сцен, каждая из которых будет проходить в новом месте: буфете, фойе, гардеробе.
Дабы развеять любые сомнения, что Театр имени Маяковского стал совсем современным, спектакль-променад построен на вербатимах, которые лежат в основе пьесы Саши Денисовой, написанной, кстати, специально для Маяковки на Сретенке. Вербатим — своего рода театральный non-fiction, когда актеры повторяют интонации, движения, поведение и слова реальных людей, которые рассказали им ту или иную историю. Готовясь к спектаклю, актеры задали жителям Сретенки вопрос: "Что плохого вы сделали в жизни?" Для автора пьесы вербатимы стали основой, на которой строится художественная сцена. В итоге родилась смесь документалистики и фантазии.
актеры будут ругаться, целоваться, драться и рассуждать о вечном
В сцене "Допрос на Лубянке" героиня Натальи Палагушкиной, молодая девушка в татуировках, рассказывает историю своей карьеры — от редактора бизнес-телеканала и продавца книг до продюсера модного агентства. Героиня говорит о том, как в курилке, чтобы сблизиться с коллегами — которые ей даже не нравились, — принялась обсуждать свою "чудаковатую подругу". Чтобы влиться в коллектив в современном обществе, нужно прилюдно кого-то обсудить. Все действие происходит в клетке, а модная девушка походит на заключенную. В конце сцены к героине приходит прокурор — разбираться, за что же она оскорбила подругу. Он бьет ее по лицу, обливает водой и требует объяснений.
Смотреть спектакль будут сразу две группы зрителей — разные сцены в разных помещениях. Это значит, что актерам придется играть дважды за один вечер. Режиссер Никита Кобелев заверяет, что все рассчитано четко и точно, и даже актеры, задействованные в нескольких сценах, будут успевать переодеться и все отыграть.
Перед зрителями предстанет спектакль-трансформер, который будет каждый раз видоизменяться. Сюжет и сцены останутся прежними, но смотреть их будут в разном порядке. Не последнюю роль играют сами помещения. Притча о предательстве, которая перерастает в доносы времен СССР, разыгрывается в клетке. Оперная певица рассказывает о своей работе в продуктовом магазине под неоновыми надписями ha-ha. А брошенная жена носится за новой подругой своего бывшего вокруг зрителей в буфете. В "Декалоге..." актеры будут ругаться, целоваться, драться и рассуждать о вечном. Этим Театр имени Маяковского не хочет сделать вызов русскому православному обществу. Новая постановка — громкое заявление о том, как выглядит современный театр. Маяковка и художественный руководитель Миндаугас Карбаускис этого не боятся и готовы двигаться в ногу со временем.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7