Перформансы Марины Абрамович, Клэр Фонтен, Уильяма Кентриджа и не только
Перформансы XXI века — уже не те, что раньше: стандартные формы "хэппенингов" 1960-70-х теперь почти забыты. Убеждаемся в этом и смотрим работы Марины Абрамович, Клэр Фонтен, Уильяма Кентриджа и других художников
Чтобы понять и "прочувствовать" выставку "Performance Now. Антология перформанса 2000-х годов", открывшуюся в Еврейском музее на этой неделе, придется провести на ней едва ли не несколько дней. Видеоинсталляции длиной полтора-два или даже 12 часов здесь — обычное дело, и мимолетное знакомство с ними не оставит такого глубокого впечатления, какое могло бы возникнуть при внимательном рассмотрении. Впрочем, только безумец способен высидеть все 12 часов видеоинсталляции "Блаженство" — для нее исландский художник Рагнар Кьяртанссон собрал оркестр и солистов, затем записал фрагменты оперы "Женитьба Фигаро" и получил ролик продолжительностью ровно полсуток. Но другие, менее масштабные видеоинсталляции, лучше посмотреть целиком.
"На выставке Performance Now почти нет "классического" перформанса — такого, каким он был в 1960-70-е годы, когда, собственно, и сложился этот новый вид искусства," — уверена искусствовед Ирина Кулик. По ее словам, основное отличие в том, что художник в своих перформансах все реже и реже выступает в главной роли — он чаще приглашает к работе профессиональных актеров, музыкантов и танцоров. Это может быть даже кинозвезда — художница Лори Симмонс, например, пригласила для своего перформанса саму Мэрил Стрип.
Вместо того, чтобы разыгрывать собственные сценарии, в XXI веке художники создают комические скетчи, поставленные по речам и интервью американских политиков, игровое кино, академический и современный танец, оперу.
Убедиться в словах Ирины Кулик можно посмотрев работы Марины Абрамович, Яэль Бартаны, Жерома Беля, Уильяма Кентриджа и других художников, которые будут представлены в Еврейском музее до 19 января 2014 года. Передвижную выставку организует Международное общество независимых кураторов (ICI) и нью-йоркская организация Performa. Куратором ее стала Розли Голдберг, пожалуй, главный мировой эксперт по части перформанса.
Первым делом на выставке Performance Now ищут работу сербской художницы Марины Абрамович, "бабушки перформансов" и основательницы института MAI. В ярко-синем платье величиной с полатриума нью-йоркского музея "Гуггенхайм" или лежа пластом на круглом постаменте в окружении свечей, Марина предстает в работе "Семь легких пьес". Она "реконструировала" работы крупных художников-перформансистов прошлого века — Вито Аккончи, Йозефа Бойса, Вали Экспорт и Джины Пане — и исполнила их в своей манере. Марина Абрамович уверена: перформансы предыдущих поколений художников необходимо воскрешать, иначе они забываются и меркнут в истории. На семи экранах, надев наушники, вы можете увидеть, как это у нее получилось.
Заглянув в шатер, ближайший к неоновой вывеске Performance Now, вы найдете видеоинсталляцию с голливудской звездой Мэрил Стрип в главной роли. Автором этого перформанса стала нью-йоркская художница Лори Симмонс, в первую очередь известная как фотограф, которая снимала фотосерии с участием миниатюрных фигурок и кукольных домов.
Первый фильм Лори Симмонс "Музыка сожалений" сразу же прославил ее среди видеохудожников. Рецепт успеха прост: драма о сложностях современных отношений, условностях и абсурде человеческого общения, Мэрил Стрип (в окружении игрушечных кукол, символизирующих ее мужчин), аллюзии к американским мюзиклам и жанровому кино... В итоге у Симмонс получилась трогательная панорама современной городской жизни, полная меланхолии, трагикомичности и игрушечных страданий.
Клэр Фонтен, группа французских художников-анонимов, предлагает нам изучить "Ситуации" — довольно абсурдное видео, в котором двое молодых мужчин объясняют на примерах правила поведения в уличной драке — в разных условиях, с оружием или без — что бесполезно и безадресно для парижской галерийной публики. Иронизирует на тему суровой действительности и стратегии выживания художника не только это видео, но и все творчество Клэр Фонтен в целом.
В одном зале с этими работами вы найдете также видео "Урок рисования №47" Уильяма Кентриджа (интервью с самим собой о творческой судьбе и вдохновении), "Кто сумеет стереть следы?" Регины Хосе Галиндо (босые ноги художницы оставляют кровавые следы в память о жертвах военных преступлений в Гватемале), работу "Я чувствую твою боль" Лиз Меджик Лейзер (вымышленные сцены на основе публичных высказываний американских политиков) и другие интересные перформансы.
"Performance Now. Антология перформанса 2000-х" проходит в Еврейском музее и центре толерантности с 21 ноября по 19 января 2014 года.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7