Открытие выставки Performance Now в Еврейском музее

Перформансы Марины Абрамович, Клэр Фонтен, Уильяма Кентриджа и не только

Перформансы XXI века — уже не те, что раньше: стандартные формы "хэппенингов" 1960-70-х теперь почти забыты. Убеждаемся в этом и смотрим работы Марины Абрамович, Клэр Фонтен, Уильяма Кентриджа и других художников

Чтобы понять и "прочувствовать" выставку "Performance Now. Антология перформанса 2000-х годов", открывшуюся в Еврейском музее на этой неделе, придется провести на ней едва ли не несколько дней. Видеоинсталляции длиной полтора-два или даже 12 часов здесь — обычное дело, и мимолетное знакомство с ними не оставит такого глубокого впечатления, какое могло бы возникнуть при внимательном рассмотрении. Впрочем, только безумец способен высидеть все 12 часов видеоинсталляции "Блаженство" — для нее исландский художник Рагнар Кьяртанссон собрал оркестр и солистов, затем записал фрагменты оперы "Женитьба Фигаро" и получил ролик продолжительностью ровно полсуток. Но другие, менее масштабные видеоинсталляции, лучше посмотреть целиком.

"На выставке Performance Now почти нет "классического" перформанса — такого, каким он был в 1960-70-е годы, когда, собственно, и сложился этот новый вид искусства," — уверена искусствовед Ирина Кулик. По ее словам, основное отличие в том, что художник в своих перформансах все реже и реже выступает в главной роли — он чаще приглашает к работе профессиональных актеров, музыкантов и танцоров. Это может быть даже кинозвезда — художница Лори Симмонс, например, пригласила для своего перформанса саму Мэрил Стрип.

Вместо того, чтобы разыгрывать собственные сценарии, в XXI веке художники создают комические скетчи, поставленные по речам и интервью американских политиков, игровое кино, академический и современный танец, оперу.

Убедиться в словах Ирины Кулик можно посмотрев работы Марины Абрамович, Яэль Бартаны, Жерома Беля, Уильяма Кентриджа и других художников, которые будут представлены в Еврейском музее до 19 января 2014 года. Передвижную выставку организует Международное общество независимых кураторов (ICI) и нью-йоркская организация Performa. Куратором ее стала Розли Голдберг, пожалуй, главный мировой эксперт по части перформанса.

Марина Абрамович. "Семь легких пьес", 2005. На семи экранах

Первым делом на выставке Performance Now ищут работу сербской художницы Марины Абрамович, "бабушки перформансов" и основательницы института MAI. В ярко-синем платье величиной с полатриума нью-йоркского музея "Гуггенхайм" или лежа пластом на круглом постаменте в окружении свечей, Марина предстает в работе "Семь легких пьес". Она "реконструировала" работы крупных художников-перформансистов прошлого века — Вито Аккончи, Йозефа Бойса, Вали Экспорт и Джины Пане — и исполнила их в своей манере. Марина Абрамович уверена: перформансы предыдущих поколений художников необходимо воскрешать, иначе они забываются и меркнут в истории. На семи экранах, надев наушники, вы можете увидеть, как это у нее получилось.

Марина Абрамович. "Семь легких пьес", 2005. На семи экранах

Лори Симмонс. "Музыка сожалений", 2006. 40 мин

Заглянув в шатер, ближайший к неоновой вывеске Performance Now, вы найдете видеоинсталляцию с голливудской звездой Мэрил Стрип в главной роли. Автором этого перформанса стала нью-йоркская художница Лори Симмонс, в первую очередь известная как фотограф, которая снимала фотосерии с участием миниатюрных фигурок и кукольных домов.

Первый фильм Лори Симмонс "Музыка сожалений" сразу же прославил ее среди видеохудожников. Рецепт успеха прост: драма о сложностях современных отношений, условностях и абсурде человеческого общения, Мэрил Стрип (в окружении игрушечных кукол, символизирующих ее мужчин), аллюзии к американским мюзиклам и жанровому кино... В итоге у Симмонс получилась трогательная панорама современной городской жизни, полная меланхолии, трагикомичности и игрушечных страданий.

Лори Симмонс. "Музыка сожалений", 2006. 40 мин

Клэр Фонтен, группа французских художников-анонимов, предлагает нам изучить "Ситуации" — довольно абсурдное видео, в котором двое молодых мужчин объясняют на примерах правила поведения в уличной драке — в разных условиях, с оружием или без — что бесполезно и безадресно для парижской галерийной публики. Иронизирует на тему суровой действительности и стратегии выживания художника не только это видео, но и все творчество Клэр Фонтен в целом.

Клэр Фонтен. "Ситуации", 2011. Одноканальное видео, 35 мин

Клэр Фонтен. "Ситуации", 2011. Одноканальное видео, 35 мин

В одном зале с этими работами вы найдете также видео "Урок рисования №47" Уильяма Кентриджа (интервью с самим собой о творческой судьбе и вдохновении), "Кто сумеет стереть следы?" Регины Хосе Галиндо (босые ноги художницы оставляют кровавые следы в память о жертвах военных преступлений в Гватемале), работу "Я чувствую твою боль" Лиз Меджик Лейзер (вымышленные сцены на основе публичных высказываний американских политиков) и другие интересные перформансы.

"Performance Now. Антология перформанса 2000-х" проходит в Еврейском музее и центре толерантности с 21 ноября по 19 января 2014 года.

Нихиль Чопра. "Йог Радж Читракар: Зарисовки по памяти IX", 2009

Нандипха Мнтамбо. "Рабочий процесс", 2008. 2 мин. 30 сек

Клиффорд Оуэнс. "Антология (Нсенга Найт)". Пигментная печать, 2011

Лиз Мэджик Лейзер. "Я чувствую твою боль", 2011. Видеодокументация, сделанная на биеннале Performa 2011. 80 мин

Дарья Горшкова

22.11.13, 13:25

  • Фото: Наталья Времячкина