Поймать мгновение: выставка Жан-Пьера Лаффона в Москве

В рамках Фотобиеннале-2016

Вот уже девятый раз подряд Мультимедиа Арт Музей устраивает в Москве Фотобиеннале, благодаря которой в городе можно увидеть работы знаковых для искусства фотографии авторов. 2016 год исключением не стал — и на открытие своей выставки приехал американский фотожурналист Жан-Пьер Лаффон. Мы воспользовались случаем и поговорили с ним о моментах, которые он не упустил, и об историях, скрывающихся за каждым кадром

Говорить о творчестве Жан-Пьера Лаффона вне контекста его второй половины, супруги Элиан, было бы совершенно неправильным. Как в свои слегка за 80 они поддерживают друг друга, попеременно отвечая на вопросы интервью, так и почти шестьдесят лет вместе они творят. Элиан Лаффон в этом тандеме редактор и куратор, именно она направляла фотографа на те самые интересные, теперь уже исторически значимые события, которые Жан-Пьер снимал для публикаций в огромном количестве изданий, и потом вместе с мужем отбирала самые интересные кадры.

«За каждым кадром стоит история, на выставке представлены три десятилетия важного и совсем не спокойного времени в США. С начала шестидесятых до конца восьмидесятых, во время которых произошло множество важных событий: политические убийства, война во Вьетнаме, борьба за права геев, первый импичмент и так далее. Это события, которые создали современную Америку такой, какая она есть сейчас. Когда я приехал в США, это была бурлящая страна, полная событий, где у меня как у фотографа было множество возможностей. Я хотел быть хорошим репортажником, и для этого ничего не надо было делать, кроме как быть в курсе происходящих событий и быть готовым выйти на улицу с камерой. Если сейчас я где-то в Европе хочу что-то снять, то тут же встречаю огромное количество запретов, меня просят убрать камеру или показать разрешение, тогда в новой для меня Америке мне никто ничего не запрещал: ты включаешь камеру и делаешь свою работу, и я просто был фотографом, который хотел снять хорошие кадры. Это была очень агрессивная страна, два подряд убийства политиков из семьи Кеннеди, Мартин Лютер Кинг, боровшийся за права чернокожих и за права людей вообще, манифестации, поддерживающие войну во Вьетнаме с лозунгами «хороший коммунист — мертвый коммунист», и, наоборот, против нее. В это неспокойное, горячее время каждый день происходило что-то, и все, что надо было делать, — просто быть начеку» (Жан-Пьер Лаффон).

Miami, Florida, August 23, 1972

Когда осматриваешь экспозицию, складывается впечатление, что в кипящей от событий Америке сложно было не стать хорошим фотографом, ведь страна сама то и дело подбрасывала истории, которые просто не могли пройти незамеченными. Однако быстро понимаешь, что именно уникальный взгляд Лаффона в этих кадрах показывает не только и не столько даже происходящее, сколько его значение и даже некоторый символизм.

«Что мы видим на этой фотографии? Это вертолет отбывающего в небо Ричарда Никсона, который закончил свой президентский срок и улетает из Белого дома в то время, когда Джеральд Форд произносит речь о вступлении в должность. Этот момент запечатлели всего два фотографа: мой муж и молодая и в то время еще неизвестная Энни Лейбовиц. Во время инаугурации все фотографы и журналисты снимали нового президента США. Для Жан-Пьера же был важен момент окончания эпохи Никсона. Он снимал во время срока его президентства, он снимал его во время импичмента, и он запечатлел его последний момент присутствия в политической жизни США. Все на этом снимке говорит об окончании: сворачиваемая дорожка, пустая поляна, которая обычно окружена журналистами и фотографами,  и одинокий, отбывающий в небо вертолет с теперь уже бывшим президентом. Поэтому на следующий день мы выбрали именно этот кадр для публикации. Я прекрасно понимала, что фотографию инаугурации я смогу попросить у пресс-службы Белого дома, но мне был интересен совершенно другой момент, и Жан-Пьер оказался единственным фотокорреспондентом, его запечатлевшим» (Элиан Лаффон).

Bronx, New York City, NY, 1966

Лаффон смотрит на эти снимки, которые они с женой видели уже, наверное, не одну сотню раз, без каких-либо эмоций, хотя прямо перед нами, на стенах «Манежа», висит снятая им история целой страны.  Он оказался в постоянных свидетелях этой истории, и то, что для нас теперь важное событие целой эпохи, для него было реальным происшествием, происходившим здесь и сейчас

«Не могу сказать, что к какому-то из представленных здесь или где-то вообще в моем архиве снимков у меня есть особенное отношение. Для меня это всегда было работой, я не думал о масштабе личности, которую мне нужно сфотографировать, никогда особенно не задумывался о том, что еду снимать что-то особенно важное или кого-то очень значительного. На следующее утро, открывая газеты со своим фото и читая репортаж об этом человеке или событии, я мог сказать сам себе: "Смотри-ка, оказывается, вчера произошло кое-что важное". С 1972 года я был в пуле Ричарда Никсона и на протяжении одиннадцати лет постоянно снимал для Белого дома, и я же был свидетелем его импичмента. Если так подумать, то передо мной прошла целая эпоха, я точно так же, как и все, видел, как президент был смещен с должности в результате ошибки, которую он совершил. Сейчас это часть истории журналистики, потому что именно благодаря прессе того времени «Уотергейтское дело» получило ход. Я, впрочем, никогда не думал о таких вещах в момент, когда мне нужно было снять что-то, моя задача была увидеть ситуацию, а не рассуждать о важности происходящего события» (Жан-Пьер Лаффон).

Manhattan, New York City, NY. 28 февраля 1972

«У меня нет любимых фото, но есть те, которые спустя множество выставок и публикаций стали любимцами публики. Например, знаковым оказался этот снимок. Это было во время кампании по введению метадоновой терапии в тюрьмах США. Я приехал в тюрьму Томз в Нью-Йорке, которая уже закрыта и не функционирует, и был свидетелем того, как сотрудники давали таблетки метадона заключенным. Это был принцип гуманизма по отношению к людям, находившимся за решеткой. Я ждал охранника в коридоре, перед тем как мне предоставят возможность пройти к заключенным, и сделал этот кадр. Я увидел этот момент, в котором есть три настроения, они есть в любой тюрьме мира: мятежник, всем своим видом пытающийся показать, что он находится здесь не по своей вине и что он невиновный; молящийся, который в смирении проводит свои дни в заключении, и третий тип, к которому, наверное, относятся 90 % всех людей, находящихся в тюрьмах. Это люди в отчаянии, потерявшие надежду, которые даже не помнят имени своего адвоката и статью обвинения, по которой они сидят. Эта фотография отображает три настроения, и сегодня она уже стала метафорой. В Америке множество юристов и людей, связанных с судебной системой, покупали этот снимок, так что его можно обнаружить на стене в огромном количестве юридических компаний» (Жан-Пьер Лаффон).

На выставке большая часть работ посвящена Нью-Йорку, поскольку, конечно, ни одна экспозиция про Америку не может обойти вниманием этот город.

New York City, New York, 26 апреля 1984

«На фото вы видите Нью-Йорк, которого уже нет: ни тех настроений, ни тех людей, ни даже тех зданий. Мы напечатали большими фотографии башен-близнецов: они стали своеобразным символом Нью-Йорка, и все начали снимать их уже после трагедии, а Жан-Пьер фотографировал их почти еженедельно, поэтому на фото они такие, какими их можно было увидеть до 11 сентября. Он снимал их еще даже тогда, когда в них не были арендованы офисы» (Элиан Лаффон).

«Очень популярной стала, например, серия фотографий бандитской группировки из Бронкса. Однажды я просто приехал к ним в район и попросил разрешения снять их жизнь. Я провел три дня, фотографируя их повседневный быт, дела и проблемы и разборки. Это была группировка, известная тем, что активно выступала против прихода драгдилеров в Бронкс. Они занимали верхние этажи зданий и скидывали на торговцев наркотиками камни и тяжелые предметы» (Жан-Пьер Лаффон).

Это не первая биеннале четы Лаффон, до этого они участвовали во французской биеннале, и когда Ольга Свиблова, увидев выставку в Париже, пригласила Элиан и Жан-Пьера в Москву, они с радостью согласились. В России до этого  Жан-Пьер бывал не раз, но с собственной экспозицией оказался впервые.

Bronx, New York City, New York
, 20 июля 1972

«Я много раз приезжал в Россию, в основном снимал жизнь фермеров, еду и гастрономию, эта тема интересовала моих редакторов в 70-х и 80-х. Я был на Каспии, смотрел производство икры, снимал в Грузии винодельческие процессы и ваши мясные заводы и производство колбас. Это была важная часть западного восприятия советской культуры» (Жан-Пьер Лаффон).

Одна из самых масштабных работ, представленных на биеннале в большом формате, — стена с фотографиями модных, нарядно одетых людей из семидесятых.

Мохаммед Али. Manhattan, New York CIty, NY. 23 января 1974

«Это мой репортаж со знаменитого боксерского матча Мохаммеда Али против Джо Фрейзера. Это было невероятно важное событие того времени, но у меня не было возможности попасть внутрь, так как пресс-служба отказала мне в аккредитации, сказав, что я не спортивный журналист. Тогда я решил поснимать снаружи и, как мне кажется, получил даже больше, поскольку снял то, на что мало обращали внимание другие: нарядных гостей, которые для нас сейчас являются отображением всей той моды и шика, что были в семидесятых. Казалось бы, мне не дали возможности фотографировать матч, но только спустя 30 лет, когда на экраны вышел фильм Ридли Скотта «Гангстер», чей сюжет основан на реальных событиях, рассказывающих о новом драгдилере, потрясшем своей безжалостностью и бескомпромиссностью всю Америку, я понял, что я был свидетелем тех самых событий. И среди разряженной толпы людей у входа был также и Бампи Джонсон, человек, о котором сняли целый фильм. Суть тогдашней ситуации заключалась в том, что полиция пыталась найти человека, который так безжалостно и беспринципно продавал огромное количество наркотиков в США. Одной из возможностей увидеть проявление этих денег было прийти на какое-то особенно значимое событие и посмотреть на гостей. В первом ряду, на местах по пять тысяч долларов за билет (в 1972 году), в шубе из шиншиллы в пол и в такой же шиншилловой шляпе сидел никому не известный человек — как потом выяснилось, он стал третьим крупнейшим дилером 70-х. И узнать его удалось во многом из-за кричащего внешнего вида на том матче. А это и было именно то, что я снимал, находясь у входа» (Жан-Пьер Лаффон).

«Я не фотохудожник, задача которого — отобразить творческое видение процесса через размытую линзу или искаженную цветопередачу. Я показываю то, что вижу. Я репортер, мое искусство — увидеть момент» (Жан-Пьер Лаффон).

«На моей серии снимков с первого запуска ракеты США вы не найдете ракеты. Я снимал счастье людей, которые были неимоверно рады наконец-то ответить СССР. Все журналисты в это время снимали сам запуск, я же решил снять вот эту толпу людей и показать их реакцию, их гордость, их восторг. В ракетах нет ничего удивительного, они все похожи друг на друга, и будет другой запуск, и он будет выглядеть точно так же, но эмоции людей, связанные с первым запуском ракеты, повторить будет уже невозможно, такое может произойти только один раз в истории. Мне кажется, что я даже сейчас слышу крики толпы: "Вперед, Америка! Ура!" — людей, которые гордятся быть жителями своей страны и тем, что они наконец ответили СССР» (Жан-Пьер Лаффон).

У Жан-Пьера Лаффона на московской  Фотобиеннале представлено как минимум пять различных серий. Также есть и отдельно взятые снимки, ценность которых на сегодняшний день во многом перевешивает важность самих событий, происходивших в тот момент, ведь он снимал не просто сюжет, а жизнь людей в этом сюжете и то, как что-то происходило в истории свободного мира, делая его таким, какой он есть сейчас. И на выставку стоит сходить хотя бы для того, чтобы не забывать о ценности каждого момента нашей жизни, поскольку завтра он станет частью истории. 

Экспозицию «Жан-Пьер Лаффон. Тревожная Америка» можно увидеть в центральном «Манеже» до 17 марта. 

Тамара Волкова

03.03.16, 6:00

  • Фото: Архивы пресс-служб