ГАБТ отмечает 200-летие со дня рождения Джузеппе Верди
С 17 по 22 декабря Большой театр находится во власти Джузеппе Верди: на исторической сцене идут премьерные показы оперы "Дон Карлос" в постановке Эдриана Ноубла
200-летие Джузеппе Верди Большой театр чествует весь год — кульминацией его станет новая опера "Дон Карлос", премьера которой состоится во вторник, 17 декабря. Постановку осуществил Эдриан Ноубл — маститый британский режиссер и признанный шекспировед, 13 лет стоявший во главе Лондонского Шекспировского театра и 20 раз номинировавшийся на премию Лоуренса Оливье. Пусть Ноубл никогда прежде не ставил "Дона Карлоса" и, более того, не уверен, что когда-либо слышал эту оперу в театре, но он все же почувствовал себя "как дома" с этой поэмой Шиллера, полной драматических событий.
"И Шиллер, и Верди рассматривают проблему государства и личности, политики и свободы человека, — говорит Эдриан Ноубл. — В "Доне Карлосе" жажда свободы, и я бы даже сказал, что дух восстания просто витает в воздухе. Мне показалось естественным и логичным не переносить действие оперы в другое время. Если нам удастся воссоздать на сцене мир Испании XVI века, эта атмосфера сама по себе произведет шокирующее впечатление на современного зрителя, и не будет нужды прибегать к дополнительным режиссерским приемам."
Владимир Урин называет "Дона Карлоса очень масштабной, серьезной и принципиально важной работой для Большого театра. Опера была давно задумана, и трудились над ней в ГАБТе также достаточно долго. Дирижировать ею должен был Василий Синайский, однако, его отставка 2 декабря, вынудила театр изменить планы. За пульт встанут Роберт Тревиньо, готовивший премьеру в качестве второго дирижера, и Джакомо Сагрипанти.
Роль экспрессивной принцессы Эболи отведена звезде мировой оперной сцены Марии Гулегиной. Для нее участие в "Доне Карлосе" станет двойным дебютом — Гулегина впервые споет в спектакле Большого театра и впервые исполнит эту партию. В нескольких спектакляъ Эболи споет и Елена Бочарова — российская певица, с успехом выступающая на оперных подмостках США и Европы.
"Дона Карлоса" в Большом театре поставят не первый раз: опера появилась в репертуаре еще в 1876 году силами Итальянской труппы (дирижер Энрико Бевиньяни, режиссер Николай Савицкий). Выдержав всего десять показов, она выпала из репертуара, и надолго, пока в 1917 году не была воскрешена по инициативе Федора Шаляпина. У ГАБТа с "Доном Карлосом" вообще сложилась длинная история, полная критики, переделок, сокращений и возобновлений. Спустя полвека, в 1967 году, опера снова вернулась на сцену, задействовала главных звезд, и оставалась на афишах еще 25 лет. И теперь, после долгого перерыва, сочинение Верди вновь оживает в руках Ноубла, получая новое прочтение.
Другие истории
Подборка Buro 24/7