"Сожаления" американского современного художника
На серию "Сожаления" 83-летнего Джаспера Джонса повлияли Люсьен Фрейд и Фрэнсис Бэкон. Как именно — увидим в MoMA уже через неделю
Джаспера Джонса мы знаем прежде всего по сочным и ярким полотнам, изображающим американский флаг, — это самый тиражируемый мотив его творчества. Они появились еще в середине 1950-х, когда Джонсу было около двадцати пяти. Его новые картины, написанные в возрасте 82 лет, красочностью не отличаются — в прошлом году Джаспер Джонс создал несколько полотен в серых тонах, а всю серию назвал Regrets ("Сожаления"). Около тридцати его работ — две картины, а также гравюры и графика — будут выставлены в нью-йоркском музее современного искусства MoMA с 15 марта до 1 сентября.
Эту серию можно счесть новым словом в творчестве Джонса: в основу ее легло изображение молодого художника Люсьена Фрейда, лежащего на кровати, с рукой поднятой, чтобы выразительным жестом закрыть свое лицо. Этот снимок, в 1964 году снятый британским фотографом Джоном Дикином, даже британский экспрессионист Фрэнсис Бэкон не раз использовал в своих полотнах. Джонс делает похожую вещь: портрет Фрейда у него многократно дублируется. Он переводит его в рисунок карандашом или принты, почти "растворяет" в акварельной абстракции, в общем, экспериментирует с ним как только может. По сути, все работы серии "Regrets" — тот самый снимок, изменившийся до неузнаваемости.
"Мне однажды доводилось встретиться с Фрэнсисом Бэконом, но Фрейда я не знал никогда," — рассказал Джаспер Джонс газете The New York Times. Хотя у художника хранится одна картина Люсьена Фрейда, вдохновение для серии "Regrets" пришло к нему из каталога аукционного дома Christie's, где был напечатан снимок Дикина.
Двум единственным живописным работам Джонс дал одинаковое название — художник взял слово "Regrets" с марки, которую сам создал около пяти лет назад, пытаясь снизить поток сыпавшихся на него приглашений. Увеличенная, эта марка предстает в правом верхнем углу картин, являясь одновременно и автографом художника, и подписью работы.
В 83 года Джаспер Джонс по-прежнему творит в своей студии в Коннектикуте, экспериментирует и то заходит в тупик, то переживает яркий подъем, — перепады, характерные для любого художника, остаются с ним и после знаменательной карьеры длиной в 60 лет.
07.03.14, 11:00
Другие истории
Подборка Buro 24/7