Неделю назад в британском центре декоративно-прикладного искусства – лондонском Музее Виктории и Альберта – открылась выставка "Сокровища королевских дворов: Тюдоры, Стюарты и русские цари", посвященная дипломатическому и культурному обмену между Россией и Великобританией в XVI-XVII веках. Король-многоженец Генрих VIII и королева -"девственница" Елизавета I, обезглавленный Карл I и любвеобильный многодетный "веселый король" Карл II, Иван Грозный и Алексей Михайлович Тишайший – при их жизни устанавливались отношения между двумя странами, и раритеты их эпохи стали основой экспозиции.
Никак не пройти мимо нарядного портрета молодой Елизаветы, которую прочили в невесты Ивану Четвертому, будущему Грозному. Неподалеку лежит старый книжный том, первое издание произведений Шекспира, пьесу которого "Двенадцатая ночь" смотрел вместе с королевой первый русский посол в Лондоне Григорий Микулин. Вот редчайшие камеи, вот подлинные доспехи Генриха XVIII, вот рядами выстроены геральдические символы членов королевских семей.
Портрет Королевы Елизаветы I, Steven van Herwijck, England, c. 1560, © Philip Mould Ltd
Собрано 150 экспонатов из обеих стран, всего не перечислишь. Но каждая мелочь стоит того, чтобы рассмотреть ее поближе: флакон для духов и отделанную перламутром шкатулку, рожок для обуви 1600 года и самые первые вилки с английским клеймом, ночные колпаки и щипцы для снятия нагара со свечей. Эти вещи окружали монархов и придворных в повседневной жизни, и все они – тонкой ювелирной работы, да и по назначению своему зачастую были новшеством для своих владельцев и их современников. Они и сейчас смотрятся как чудеса – можно представить, как удивительны они были для приезжих из России в те века.
Русские бояре, посланные в Англию налаживать контакты и торговлю, везли туда соболиные меха, предметы роскоши и даже подарили Якову I двух розовых пеликанов, невиданных в Англии до той поры (потомки этих птиц до сих пор живут в парке Сент-Джеймского дворца), а возвращались с рассказами о тамошних церемониалах, порядках, увеселениях и непривычном искусстве. Английские послы приезжали в "дикую" Московию и привозили для русских "партнеров" картины, оружие, украшения, одежду, мебель, часы и, например, презентовали Борису Годунову роскошную коляску, сделанную по последней британской моде, а также клавесин – лично от королевы Елизаветы.
Серебряное блюдо с дельфином, Christian van Vianen, England (London), 1635, © Victoria and Albert Museum, London
Также в качестве подарков в Москву переехали серебряные блюда, кубки, вазы, скульптуры для украшения стола – всего 20 предметов. Они и стали одной из главных редкостей, привезенных в Лондон из московского Кремля: в самой Великобритании столовое серебро той эпохи почти не уцелело. Изделия из серебра, каким бы искусным мастером они ни были сделаны, всегда устаревали, выходили из моды, а кроме того – служили сырьем для чеканки денег, когда иссякала королевская казна. Так что даже шедевры того периода в Англии и во Франции были переплавлены в ходе последующих войн и революций. В России же подарки сохранились: семья Романовых пользовалась старинной посудой по важным случаям, и в советское время музейщики сокровища уберегли.
В дополнение к серебру, приехавшему из России, выставлены и несколько сохранившихся на родине вещей, в частности, блюдо 1665 года из самого Музея Виктории и Альберта, украшенное головой дельфина. Оно когда-то принадлежало королю Карлу I, и ему англичане оказали особое уважение. Поскольку кувшин, входивший в комплект, не сохранился, решено было заказать вместо него современный предмет в пару к блюду. Заказ сделали серебряных дел мастеру Мириам Ханид, которая получила особую известность пару лет назад: она участвовала в изготовлении трости, подаренной королеве Елизавете II на 85-летие.
Брошка-подвеска Barbor, England, c.1615-1625, © Victoria and Albert Museum, London
В своей работе для выставки Ханид пыталась передать текучесть воды и бренность серебра – в форме ее украшения для стола Union угадываются хвосты и плавники рыб, а его поверхность напоминает рябь на воде. В этом – квинтэссенция британского отношения к декоративно-прикладному искусству и дизайну: как в XVII веке мастер изготовил для Карла II весьма авангардного вида предмет, который и спустя 300 лет не выглядел бы устаревшим, так и современная художница предложила вниманию публики вещь, далеко вышедшую за пределы привычного и ожидаемого. Скульптура стала экспонатом постоянной коллекции Музея под номером М-1.2013 и еще одним доказательством того, что эксцентричный и авангардный британский дизайн и британский образ мысли в том, что касается эстетики быта и бытия – по-прежнему на пару шагов впереди планеты.
Серебряная ваза современного дизайнера Мириам Ханид
Кувшин для воды, Historic collection of the Armoury, 1604-5, The Moscow Kremlin Museums
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7