В Еврейском музее и центре толерантности
Первая для России персональная выставка Аниша Капура, открывшаяся в рамках VI Московской биеннале в Еврейском музее и центре толерантности, — отличная возможность удивиться, а заодно разобраться в творчестве британского скульптора
Без удивления на выставке «Моя алая родина» не обойтись никак. Четыре объекта, выставленные в одном из залов Еврейского музея и центра толерантности, так и ждут того, чтобы смотрящие на них немедленно задались хотя бы парочкой вопросов. Сам художник совсем не скрывает: воздействие на зрителя — одна из основных его целей. При отсутствии направленного на скульптуры взгляда, они, по мнению Капура, вообще не могут быть полноценными. Убедиться в этом просто, стоит только посмотреть, например, на объект 2006 года под названием S-Curve, — кусок металла изогнутой формы, отполированный до зеркального блеска. Без отражающихся в нем людей и предметов это просто эстетически выверенный объект, который, как и все искусство Капура, скорее задает вопросы, чем отвечает на них. Человек здесь — важная составляющая всей работы. Собственное отражение быстро дает понять, насколько все иллюзорно: стальная поверхность оказывается превосходным кривым зеркалом.
Скульптура «Мое тело — твое тело», датированная 1993 годом, тоже не спешит объяснять заложенный художником смысл. Воронка цвета индиго, уходящая на три метра в стену, может значить многое, к примеру стремление к бесконечности, заключенное в подобающие ему цвет и форму, а может говорить о чем-то совершенно ином, выраженном абсолютом индиго. Цвет для Капура такой же материал, как сталь или воск. Последнему находится место в главном объекте выставки — инсталляции «Моя алая родина», подарившей название всей ретроспективе. В ней торжествует уже совсем другой цвет — багрово-алый, возвышающийся тоннами воска вокруг равномерно двигающегося по кругу механизма-молота. 20-тонная работа — в транспортировке дело непростое — заняла значительную часть музейного пространства, став центром не только смысловым.
Объяснение тому, почему в Москву не привезли более масштабные произведения скульптора, коих действительно хватает (стоит вспомнить только «Левиафана» или «Облачные ворота»), найти несложно. Залам музея не всегда удается соответствовать размаху творчества Аниша Капура, в отличие от того же Версаля, где до сих пор можно увидеть «Грязный уголок» — инсталляцию, не единожды подвергавшуюся нападению вандалов. Впрочем, разобраться в том, что именно при помощи своего искусства говорит или, вернее, спрашивает британский скульптор индийского происхождения, четыре объекта, выставленные в Еврейском музее и центре толерантности, позволяют сполна.
Выставка «Моя алая родина» открыта для посещения до 17 января.