Чем порадовала российская сцена в 2014-м
Театральная жизнь в этом году была насыщенной и плодотворной: новые спектакли представили Лев Додин, Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Юрий Квятковский и другие режиссеры. Ставили все: от русской классики до современной драматургии. Buro 24/7 вспоминает лучшие премьеры года
"Вишневый сад" Льва Додина
Где: Малый драматический театр, Театр Европы, г. Санкт-Петербург
В этом году Лев Додин представил второй "Вишневый сад" за время своей карьеры — первая постановка состоялась в 1994-м. В родном Петербурге премьера прошла еще в марте, а до Москвы спектакль доехал уже в декабре — он завершил основную программу Х Сезона Станиславского. В театральное действие режиссер вживил элемент стилизованного немого кино: для этого пришлось отыскать современный аналог необъятного вишневого сада — подходящий нашелся только в Германии. Размаху соответствует и сценография: зрительские кресла зачехлили, а партер превратился в господский дом, по которому снуют герои. Новый "Вишневый сад" стал одной из лучших современных постановок по пьесе Чехова, театральной историей вне времени. А Ксения Раппопорт представила публике подлинную Раневскую.
"Мертвые души" Кирилла Серебренникова
Где: "Гоголь-центр"
В этой современной постановке по русской классике неожиданно выглядывает далекая шекспировская эпоха: все роли в спектакле исполняют мужчины. Правда, пять столетий назад маскулинный актерский состав диктовали нравы, а в наши дни это превращается в мастерский режиссерский ход, комичный и жутковатый. Действие на сцене происходит как бы вне времени, Кирилл Серебренников избегает привязки к эпохе. Да и каждая роль абсурдистски расплывается: из помещиков актеры превращаются в типичных русских алкоголиков, деревенских старушек и даже собак. Специально для спектакля композитор Александр Маноцков превратил гоголевский текст в романсы в духе песен, которые поют герои Бертольта Брехта, — его "Трехгрошовую оперу" Серебренников поставил на сцене МХТ имени Чехова.
"Борис Годунов" Константина Богомолова
Где: театр "Ленком"
Как и "Мертвые души" Серебренникова, "Борис Годунов" Константина Богомолова погружает зрителя в российское безвременье, вернее, во все времена сразу. Начинается действие в телестудии программы "Владимир Познер в изгнании", затем неожиданно переносится в монастырь — режиссеру по традиции помогают субтитры. Подпись к картинке — один из самых ярких приемов в режиссуре Богомолова. В зависимости от нее то, что мы видим, приобретает диаметрально противоположные смыслы — трюк в духе сюрреалиста Рене Магритта. "Борис Годунов" — яркая постмодернистская вещь, театр ассоциаций: похвальбу Ивану Грозному иллюстрирует портрет Иосифа Сталина, а царевич пляшет под песню Глюкозы "Танцуй, Россия, и плачь, Европа..."
"Олимпия" Евгения Цыганова
Где: мастерская Петра Фоменко
На сцене мастерской Петра Фоменко разворачивается целая жизнь главного героя — с "брежневского" детства до наших дней. Олимпиада—80, гласность и перестройка, "малиновые" 90-е, сумбурные 2000-е маршируют по театральным подмосткам, а на их фоне проносится яркая, трагичная история Алешеньки и его семьи. Идеалы молодости сменяют наркотические галлюцинации, любовь расцветает и проходит, существование распадается на куски, но надежда, как известно, умирает последней, а шанс на спасение и обретение счастья уже протягивает руки из белоснежного будущего.
"Кто боится Вирджинии Вульф?" Камы Гинкаса
Где: Московский театр юного зрителя
В пьесе американского драматурга Эдварда Олби собрались вместе все темы, столь подходящие для брутального театра Камы Гинкаса: одиночество, оборотная сторона любви, противоборство мысли и действия, столкновение поколений, в котором, вопреки обыкновению, старшие "пожирают" младших. На этот раз Гинкасу не пришлось переводить прозу на театральный язык, как это делалось в "Даме с собачкой", "Скрипке Ротшильда" и других, уже хрестоматийных, постановках режиссера. Достаточно рассадить зрителей в театральном фойе и отпустить на свободу бурную актерскую игру Игоря Гордина и Ольги Демидовой.
"Декалог" Никиты Кобелева
Где: Театр имени Маяковского
Театр имени Маяковского открыл этой осенью новую сцену на Сретенке — спектаклем-променадом Никиты Кобелева "Декалог". В разных пространствах нового помещения: в буфете, гардеробе, на сцене и т. д. — перед зрителем разворачиваются 10 сцен по пьесе Саши Денисовой. Основаны они на вербатимах — жителям Сретенки был задан вопрос: "Что плохого вы сделали в жизни?". Получилось зрелищно и проникновенно: театрализованные истории реальных предательств, ревности и прочих жизненных передряг.
"Норманск" Юрия Квятковского
Где: Центр имени Мейерхольда
В основу этого сложносочиненного, мозаичного спектакля Юрия Квятковского легла повесть братьев Стругацких "Гадкие лебеди". Антиутопия расщепляется на 12 сюжетных линий, в которых задействовано около 40 актеров, играющих на 5 этажах ЦИМа, — получился самый грандиозный театральный квест этого года. Зрители, рассеянные по разным площадкам, сами выбирают, когда и какую сцену посмотреть. Они собираются вместе лишь под конец постановки — есть все же некая детерминированность в лишенном нормы и привычных очертаний футуристическом "Норманске".
"Трамвай "Желание" Романа Феодори
Где: МХТ имени Чехова
"Трамвай "Желание" начинается кинематографически: главная героиня поднимается по лестнице, дом-декорация медленно крутится в обратную сторону — кажется, что за Бланш Дюбуа следует операторская камера. Постановка будто поклонилась знаменитой киноверсии пьесы Теннесси Уильямса с Вивьен Ли в главной роли и пошла дальше — к полноценному театральному действу, трагедии нарастающего безумия и больного воображения, неспособного выбраться из трясины тщетных надежд и фантазий.
"Присутствие" Семена Александровского
Где: Театр на Таганке
В этом году ушел из жизни легендарный основатель Театра на Таганке — режиссер Юрий Любимов. Молодой экспериментатор Семен Александровский свел воедино прошлое и настоящее, память и новые впечатления, воскрешая хрестоматийный спектакль Любимова "Добрый человек из Сезуана" по пьесе Бертольта Брехта. Отрывки исторической постановки проецируются на белую сцену, а артисты повторяют движения героев. В наушниках, которыми снарядили зрителей, переплетаются вербатимы по воспоминаниям артистов, прошедших через знаменитый спектакль с 60-х по 2000-е годы. Режиссер сталкивает любимовский минимализм и современную документалистику — из этой парадоксальной смеси получается искусство вне времени.
"19.14" Александра Молочникова
Где: МХТ имени Чехова
Молодой талантливый актер МХТ имени Чехова Александр Молочников в этом году попробовал свои силы в качестве режиссера. Для дебюта под названием "19.14" он выбрал на первый взгляд неподъемную тему — мясорубку Первой мировой, с начала которой в этом году минуло 100 лет. Именно эта война, незаслуженно забытая на российских просторах, стала красной буквой, с которой начинается история ХХ века. Избегая бутафорских баталий, конечностей и крови из кетчупа, Молочников перемещает поле битвы на сцену кабаре под предводительством комичного конферансье — получилась яркая, но трагичная история человеческих заблуждений и непонимания.
Другие истории
Подборка Buro 24/7