Интервью Buro 24/7 с режиссером "12 обезьян" и "Воображариума доктора Парнаса"
Больше всех на московской премьере фильма "Теорема Зеро" веселился его режиссер Терри Гиллиам. Сняв "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", "12 обезьян", "Бразилию" и еще десяток культовых картин, он остался все тем же весельчаком из "Монти Пайтона"
Режиссеры уровня Терри Гиллиама нечасто приезжают в Москву. Еще реже они находят время и желание для общения с прессой. Но Гиллиам исключение во всем. На столичном показе его новой ленты "Теорема Зеро" (The Zero Theorem) он принял участие в public talk, пожелал зрителям приятного просмотра и отправился на встречу с корреспондентом Buro 24/7. Никаких рамок и ограничений: в сопровождении двух бокалов коньяка Гиллиам готов беседовать обо всем.
Говорили, что на главную роль в "Теореме Зеро" пробовались Билли Боб Торнтон и Юэн МакГрегор. Почему вы остановились на Кристофе Вальце?
Юэна я рассматривал для другого проекта. Билли — да. Шесть или семь лет назад мы говорили с ним, а когда вернулись к проекту, продюсеры решили, что у них достаточно денег на Кристофа. Билли потрясающий актер, я люблю его, но эта роль создана для Вальца.
Что для вас, как для режиссера, является показателем успеха фильма: отзывы критиков, награды, зрительский интерес?
Успех — это когда твой фильм настолько популярен, чтобы принести достаточное количество денег для следующего проекта. Это главное! (Смеется.) Понравится фильм критикам или нет, меня не волнует. У них больше нет достаточной власти, чтобы влиять на успех картины.
Но ведь многие из ваших кинолент проваливались в прокате, становясь культовыми лишь по прошествии времени.
На кассу чрезвычайно влияет работа студии — то, как она представит проект. Если мы говорим конкретно о моих фильмах, то могу точно сказать: зрители не всегда понимали их с первого раза. И только после второго просмотра было то самое "Аааа...". Это даже важнее, чем просто сходить в кино и сказать: "Да, хороший фильм". Если он по-настоящему доходит до людей, они будут рассказывать о нем еще очень долго, тем самым вписывая в историю.
"Во времена Буша-младшего мои политические взгляды были проблемой, но сейчас у власти Обама — гораздо более умный человек"
Неужели по-настоящему хорошее кино все равно нуждается в том, чтобы его продавали? Актеры, будто не останавливаясь, ездят в мировые турне с новыми фильмами...
Фильмам надо помогать, это факт. Особенно если вы не режиссер голливудского блокбастера. Для промо хорошего кино актеры, возможно, и не нужны, но мировое турне прописано в их контракте еще до начала съемок. А когда актер все-таки нужен, он обычно занят в другом проекте.
У вас, мягко скажем, сложные отношения с США...
Сложные? По-моему, все очень просто: я всего лишь не могу там работать.
Приходится проводить грань между политикой и работой?
На самом деле я хорошо отношусь к Америке. В конце концов, у меня там много друзей. Во времена Буша-младшего мои политические взгляды были проблемой, но сейчас у власти Обама — гораздо более умный человек.
"Дженнифер Лоуренс? Я ее обожаю! Она фантастическая! Я уже давно не видел на экране настолько потрясающих актрис"
Получается, вы отрезаны от Голливуда, но все равно снимаете отличные фильмы. Так ли велика его сила?
В Голливуде много денег, которые дают ему власть. Но мне это не надо. Я считаю подход студий к созданию фильмов чересчур нервным. Мне гораздо ближе позитивные люди, для которых главное — идея.
В ваших фильмах снимались Брэд Питт, Робин Уильямс, Брюс Уиллис, Джуд Лоу и еще десяток актеров, поработать с которыми удается далеко не каждому. Кто из признанных звезд наиболее гибкий в творческом процессе?
Однозначно Джонни Депп. На площадке он как танцор. Для режиссера счастье работать с таким актером. Еще Джефф Бриджес, но здесь речь, скорее, о мастерстве. Понимаете, все, что он делает, невероятно реально и осязаемо.
Попадались противоположные случаи, когда после съемок вы давали себе слово больше никогда не работать с каким-то человеком?
Угу. Но не скажу, кто это был. Вдруг я передумаю?
"Понравится фильм критикам или нет, меня не волнует. У них больше нет достаточной власти, чтобы влиять на успех картины"
Какое впечатление на вас производит молодое поколение голливудских режиссеров?
Сегодня меня никто не впечатляет. Хотя подождите! Я недавно посмотрел "Отель "Гранд Будапешт" Уэса Андерсона. Вот это прекрасный фильм. Но в целом я не в восторге от молодых режиссеров.
А что по поводу актеров? Поддерживаете всеобщий восторг вокруг юной Дженнифер Лоуренс?
Я ее обожаю! Она фантастическая! Я уже давно не видел на экране настолько потрясающих актрис. Создается ощущение, что она может сделать все, при этом каждый раз преподнося сюрприз.
Что вы знаете о российском кинематографе?
Тарковского.
Неудивительно. А еще?
Я видел трейлеры фильмов "Ночной дозор" и "Дневной дозор". Так и не посмотрел полностью, но отрывки впечатляют. Ах да, видел замечательный фильм "Бумажный солдат" Алексея Германа-младшего.
Над чем работаете сейчас?
У меня есть проект, над которым я работаю по умолчанию — медленно и уже очень давно. Называется он "Человек, который убил Дон Кихота" (The Man Who Killed Don Quixote).