Флорентийское достояние
Елена Стафьева об Santa Maria Novella — уникальной флорентийской институции, сохраняющей в себе идеальный баланс между любовью к истории и современным подходом к делу
Первое, что я вижу в холле бывшего летнего дома семьи Аньели, а теперь лобби отеля Augustus Lido, — это русские люди с пакетами из Santa Maria Novella. Эти пакеты как самое первое впечатление в самый первый визит в Форте-деи-Марми — тут для меня бездна персонального символизма. Потому что, выйдя, как все туристы, на площадь Санта-Мария-Новелла уже почти 10 лет назад в свое первое утро во Флоренции, я сразу же увидела как раз эти пакеты — в руках у корейцев и японцев. Они до сих пор не освоили Форте-деи-Марми, но Santa Maria Novella отлично освоили уже тогда. С тех пор в Корее, кстати, появилось уже больше десятка аптек Santa Maria Novella — и первая уже открылась в Москве.
Самая старая и самая знаменитая итальянская (а значит и вообще) аптека Officina Profumo-Farmaceutica di Santa Maria Novella — это такая же неотъемлемая флорентийская институция, как галерея Уффици и купол Брунеллески. Она официально существует в зданиях монастыря Санта-Мария-Новелла с 1602 года, но уже с XIII века доминиканцы из Санта-Марии-Новеллы выращивали и собирали травы, делали мази, настои и микстуры. Монастыря давно нет, а аптека на месте. Нынешний владелец Санта-Мария-Новелла Эудженио Альфандери с 2012 года президент Associazione diviene Unione Imprese Storiche Italiane — объединения исторических итальянских производителей, существующих без перерыва не менее 300 лет.
Пройти по центру Флоренции в любое время года и не встретить людей с пакетами оттуда — это совершенно невозможно. Иногда мне кажется, что большинство туристов думают, что Санта-Мария-Новелла — это аптека, ну или вокзал, а вовсе не великий собор. Я отчетливо помню сцену, увиденную тут в первый свой визит во Флоренцию: высокая американка с ног до головы в Hermès, стояла на кассе с двумя огромными пакетами, набитыми всем ассортиментом аптеки, и ей оформляли tax free. «Sheeeet! — вдруг воскликнула она — Я забыла свой паспорт в отеле». «Синьора, — ответила сияющая девушка за кассой. — Вы так часто у нас бываете, что я отлично помню номер вашего паспорта». Уехать из Флоренции без чего-нибудь из Santa Maria Novella совершенно невозможно.
В чем суть феномена Santa Maria Novella? Потому что недостаточно быть просто старой компанией, чтобы иметь такую оглушительную популярность, и недостаточно просто иметь хорошие рецепты, чтобы получить такой легендарный статус.
Дело, конечно, в самом месте — здания аптеки, в которых она без всяких потрясений размещается с начала XVII века, это памятник истории и культуры и, надо отдать должное, их поддерживают в идеальном состоянии. Но кроме просто красивых залов с расписными плафонами XVII века тут есть, например, совершенно замечательная часовня Святого Николая, полностью покрытая фресками раннего XIV века — Мариотто ди Нардо, тосканского художника круга Джотто. В XIX веке, как часто бывало, их записали и только после большой реставрации в 2012 году снова стал виден весь цикл страстей Христовых на стенах часовни и Святой Бернард из Квинтавалле, Святой Бенедикт, Святой Фома и Святой Николай Чудотворец на потолке. Прийти в эту аптеку, кстати, единственный способ увидеть несколько внутренних двориков бывшего монастыря, которые сейчас принадлежат карабинерам и закрыты для публики.
Дело, бесспорно, в ароматах. Как только входишь в двери аптеки, тут же теряешь всякую волю, хочется взять все: каждую свечку, каждое попурри, каждую восковую ароматическую пластину, каждый флакон с туалетной водой, каждую бутылку ликера и каждую банку чая. Это очень точно выстроенная ольфакторная сеть, которая ловит каждого, перешагнувшего порог Santa Maria Novella в любой точке мира. Здешние запахи — воплощенная Италия, а еще точнее — Тоскана. В том числе поэтому эта косметика так идеальна в тосканских спа — в компактном Augustus Hotel & Resort, с большими окнами, где много света, в emotion shower запахи флердоранжа, жасмина и мяты кажутся продолжением этого самого солнечного света и ароматическим воплощением дистиллированного люксового рая Форте-деи-Марми. В изумительном отеле Villa La Massa на Тосканских холмах в медицейской вилле XVI века на берегу Арно, посреди идеального итальянского сада, в просторном спа с мозаичным бассейном и маленьким мраморным торсом в центре часовой массаж с маслом Santa Maria Novella превращает это и без того сказочное место в совершеннейшую Аркадию.
Еще дело в балансе между исторической и современной частью. Santa Maria Novella до сих пор производит и продает исторические продукты: ароматический уксус Aceto dei Sette Ladri, который использовали, чтобы уберечься от чумы в XVII веке и который сегодня используют как тонизирующее средство в помещениях, успокаивающий и дижестивный настой Acqua Antisterica, мягкое седативное средство Acqua di Melissa и прочее — все они созданы по оригинальным рецептам XVII века. Если галерея Уффици делает, например, реплики сережек и броши с портрета Элеоноры Толедской Бронзино, то Santa Maria Novella могла бы продавать свои исторические настойки рядом: вот капли, которые Элеонора давала своим сыновья Франческо и Фердинандо, будущим великим герцогам Тосканским, чтобы не болел живот, а этот настой Бьянка Каппелло, многолетняя любовница и вторая жена Франческо, использовала, чтобы сохранять фирменную венецианскую белизну своей кожи. При этом рядом со знаменитой Acqua di Rose, розовой водой из майской Rosa centifolia стоит новейший энзимный пилинг, например.
В многочисленных залах аптеки (а это практически целая галерея) размещены исторические аптечные склянки, есть отдельный зал с выставленными в витрине расписными сосудами жизнерадостной тосканской керамики XVII века и аптечными книгами монахов, и есть электронная система формирования заказа, когда на специальном дисплее вы можете выбрать все нужные штуки, оплатить их и просто получить на выходе пакет, минуя продавцов и очереди. Баланс старого, антикварного и нового, технологичного тут идеальный.
Живая часть великой флорентийской культуры Ренессанса Santa Maria Novellа до сих держит аптечный огород и сад — самым символичным образом на склоне холма под стенами знаменитой виллы Медичи Петрайя. Каменная ограда, фасад виллы над ней, между оливковыми деревьями грядки с тремя видами мяты, мелиссой, вербеной, двумя видами травы сальвии, то есть шалфея, пижмой (какие изумительные шоколадки делают с ней) — так примерно тут все и выглядело при Медичи и монахах. Травы, цветы и плоды, что тут собирают, идут в продукты, которые производят рядом на фабрике во флорентийском районе Риффреди.
Глядя на белые цветы жасмина, ирисовые ряды, гранатовые деревья, траву сальвию, стрелы лаванды и три сорта розовых кустов вспоминаешь, когда видишь, как сиреневые лавандовые цветочки и розовые бутоны заливают воском, чтобы сделать ароматические пластины (пара таких лавандовых в гардеробе — лучшее средство от моли), как варят молочное мыло (которое потом вызревает 60 дней), нарезают его на бруски и вручную упаковывают (мои любимые — роза, ирис и жасмин, и обычное, немолочное Melagrano, фирменный аромат SMN), как в огромных глиняных чанах замачивается смесь для попурри (а потом несколько месяцев выдерживается), ароматических саше для одежды и белья (в шелковых мешочках разного оттенка — разные ароматы) из цветов и трав, собранных вручную на окрестных холмах, как делают ликеры, например знаменитый Stomatico по рецепту XVIII с шафраном (интенсивный карминный цвет ему дают высушенные жучки кошениль, которые использовались для красок на ренессансных фресках).
Все знают про косметику, ароматы, свечи, попурри и керамический гранат-ароматизатор, но не все знают про еду, которую делает Santa Maria Novellа. Крошечные шоколадки с пижмой, розой и жасмином, печенья с розой (я обожаю розу в духах и не люблю в еде, но от этих не могла оторваться, пока не съела всю пачку), сезонное варенье, мармелад на пектине и натуральных соках, без всяких искусственных красителей, изумительное оливковое масло, мед и даже вода из собственного минерального источника. Все это — исключительного качества и невозможно вкусное.
Но главное все-таки то, что компания до сих пор выглядит совершенно уникальной — счастлива сохраненная от больших корпораций, она может позволить себе быть вызывающе самостоятельной во всех решениях. Например, у Santa Maria Novella до сих пор нет ни одной аптеки в континентальном Китае, притом что весь люкс лихорадочно открывает там магазины последние 10 лет. Эудженио Альфандери, к которому все время обращаются с такими предложениями, на вопрос, почему их до сих пор нет в Китае, усмехается и говорит: «Это бизнес по-милански: мы тут во Флоренции так не работаем». И то, что они пришли в Россию, это настоящая радость, ведь мало что так способно сохранять образы Флоренции и Тосканы в вашей памяти, как их ольфакторный портрет — все эти штуки с золотым тиснением Santa Maria Novella.
Другие истории
Подборка Buro 24/7