Уже сегодня, 17 июня, в Перми стартует юбилейный, десятый по счету, Международный Дягилевский фестиваль. В этом году, по словам Теодора Курентзиса, организаторы хотели максимально приблизиться к идеям Сергея Дягилева, стремившегося к расширению границ. Программа получилась поистине невероятной
Каждый год Пермский театр оперы и балета им. Чайковского и другие организаторы фестиваля совершают подвиг, сравнимый с подвигами самого Дягилева, и собирают в своем городе лучшее из мира музыки и музыкального театра. В нынешнем году фестиваль делает акцент еще и на обширной образовательной программе. Мастер-классы дадут многие звезды фестиваля, от Роберта Уилсона до Каролин Видман. Также программа богата лекциями, затрагивающими самые разные темы. Впрочем, образовательная программа ориентирована на пусть молодых, но специалистов. Вернемся к общечеловеческим ценностям. Что будет особенно интересно зрителям?
По большому счету, пермскую программу можно условно разделить на два взаимодополняющих блока: театральный и концертный. И в том, и в другом — уникальные события и премьеры. Блоки находятся в хоть и хрупком, но равновесии, так что тем, кому посчастливится оказаться в Перми с 17 по 30 июня, наверняка удастся найти что-то свое.
Фестиваль начинается с театра, а точнее — с «Травиаты» Роберта Уилсона. Это копродукция Пермского театра оперы и балета, Unlimited Performing Arts (Дания), Landestheater Linz (Австрия) и Théâtres de la Ville de Luxembourg (Люксембург). Сам Уилсон признается, что никогда не видел «Травиаты», которая произвела бы на него впечатление. Уилсон даже назвал все виденные им подходы к этой опере «сентиментальным китчем». Да, чего-чего, а сентиментальности в работах великого постановщика точно не найти. Тем любопытнее увидеть, как его творческий метод соединяется с самой чувственной оперой Верди. В день открытия фестиваля, а также 19 июня, постановкой будет дирижировать музыкальный руководитель спектакля Теодор Курентзис, 18-го же июня место за дирижерским пультом займет Валентин Урюпин.
Главный балетмейстер Пермской оперы Алексей Мирошниченко в рамках фестиваля представит новую редакцию «Лебединого озера». Обещают настоящий «большой балет» в духе конца XIX века. Многие сцены, созданные Мариусом Петипа и Львом Ивановым, Мирошниченко восстанавливает. Также он цитирует несколько других, пусть более поздних, но хрестоматийных фрагментов балета. И все же значительную часть хореографии Мирошниченко сочинил сам. В сюжете также есть место новым трактовкам — например, Ротбарта он видит настоящим Злым гением и «дарит» исполнителю весомую и сложную партию. Убедиться, что балетный канон все еще актуален, а «Лебединое» — вечно, можно 22 и 23 июня.
В 2015 году композитор Филипп Эрсан написал сочинение для хора и камерного оркестра на стихи заключенных. Началось все с того, что обитатели старинного аббатства Клерво (исторически сложилось так, что там находится тюрьма) приняли участие в поэтической лаборатории. За время их работы родились тексты, которые благодаря музыке Эрсана превратились в удивительной силы художественное высказывание. Чуть позже Теодор Курентзис предложил дополнить цикл музыкой на стихи российских узников, от Осипа Мандельштама до наивных поэтов-самоучек. Расширенная версия, получившая название Tristia/«Скорбные элегии», впервые будет исполнена именно на Дягилевском фестивале 22 июня. Место за дирижерским пультом — у неподражаемого Курентзиса.
После того как отгремит премьера «Травиаты», гостей фестиваля ожидает сольный концерт Люка Дебарга. Дебарг — чуть ли не главное музыкальное открытие последних нескольких лет. Одновременно самоучка и виртуоз, восходящая звезда фортепианной музыки, феноменальный исполнитель. Одна из важных его черт, по мнению как его педагогов, так и критики: ему удается передать чудо рождения музыки здесь и сейчас. «Здесь и сейчас» в Перми — 20 июня. В программе выступления 25-летнего пианиста — произведения Скарлатти и Равеля.
На 22 июня намечен концерт Антона Батагова. Два отделения концерта, как сказано в описании, разделяют 300 лет. Первое включает музыку Филипа Гласса к фильму «Часы», второе — произведения Иоганна Пахельбеля, одного из ведущих немецких композиторов второй половины XVII века. Несмотря на лежащие между композиторами три века, в самих принципах музыкального строя у Пахельбеля и Гласса много общего. Как и в философской составляющей творчества.
23 июня на сцене Пермского органного зала — концерт ирландской меццо-сопрано Полы Муррихи. Звезда современной оперной сцены в сопровождении Теодора Курентзиса и созданного им оркестра MusicAeterna исполнит партии из произведений Хиндемита, Вагнера, Малера и Мартена. Муррихи называют «вокально универсальной» артисткой — еще бы, в ее репертуаре как классические женские, так и «брючные» партии, в частности Октавиан в «Кавалере розы» и Анний в «Милосердии Тита».
В предпоследний день фестиваля ценители услышат музыку Арнольда Шенберга и Кристиана Мейсона (первое отделение), Мортона Фельдмана и Роберта Шумана (второе отделение) в исполнении великолепной скрипачки Каролин Видман и пианиста Симона Леппера.
Конечно, это далеко не полный список событий грядущего фестиваля. Будут и выставки («Монологи» от Музея советского наива и «Лакированная Россия», где представят мастеров промысловой лаковой живописи), и поэтический вечер, и violin-, и piano-, и Шуберт-gala, и множество концертов (выступят, помимо тех, кого мы уже упоминали, Алина Ибрагимова и Полина Осетинская, оркестр Le Poème Harmonique, скрипач Томас Цетмайр, уникальный бельгийский ансамбль Graindelavoix и другие). Также 27 июня состоится вручение премии «Резонанс» — награды, адресованной молодым авторам и СМИ, пишущим об академической музыке и музыкальном театре. Кстати, Цетмайр и ансамбль «2012» Российско-немецкой музыкальной академии выступят сразу после церемонии. А завершит вечер 27 июня балет «Фавн» на музыку Клода Дебюсси и Нитина Соуни в исполнении Королевского балета Фландрии.
Надо заметить, что прежде в рамках фестиваля вручали и Дягилевскую премию, но в нынешнем и прошлом году церемонии были отменены в силу финансовых причин.
В день закрытия фестиваля, 30 июня, оркестр под руководством Курентзиса даст Шестую («Трагическую») симфонию Густава Малера. Это уже своеобразная традиция. В 2014-м и в 2015-м Теодор закрывал Дягилевский фестиваль соответственно Третьей и Пятой симфониями. Вообще же, об интерпретациях Курентзисом Малера давно ходят легенды, его серия концертов в начале двухтысячных стала «новым словом в мировой «малериане».
Но до закрытия Дягилевского фестиваля — еще целая творческая жизнь, сконцентрированная в две недели. И в ней, уверены, нас ждет немало сюрпризов. Если добраться до Перми вы все же не успеете, особенное внимание стоит обратить на концерт, который состоится в Московской Консерватории 2 июля. Теодор Курентзис выйдет на сцену, чтобы вместе со своим оркестром вновь исполнить Шестую симфонию Малера.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7