Весна в "Гараже": три новых выставки Музея современного искусства

Искусство в действии

Музей «Гараж» открыл сезон тремя новыми выставками. Мы поспешили все увидеть: сначала затеряться в инсталляции-лабиринте Рашида Джонсона, потом восхититься одновременно остросоциальным и эстетичным проектом Тарин Саймон, а под конец почувствовать себя персонажами детской сказки на выставке Виктора Пивоварова. Рассказываем обо всем по порядку

Рашид Джонсон. «В нашем дворе»

Когда: с 17 марта по 31 августа 

«Гараж» продолжает свою программу Atrium Commissions, то есть серию инсталляций в холле музея. После Эрика Булатова и Луиз Буржуа свою работу там показывает американец Рашид Джонсон: он построил высокую конструкцию — лабиринт из решеток — и расположил на ней тропические растения, скульптуры, книги и предметы повседневного обихода. На первый взгляд все немного напоминает стеллаж в чьей-то комнате, но на самом деле лабиринт — метафора потока сознания, которое может объединить самые разные элементы. Наполнить работу сотнями объектов художнику помогла история мирового искусства: создавая свое творение, он вдохновлялся произведениями художника-минималиста Сола Левитта, книгами Билла Косби и Франца Фанона и фильмами Сильвестра Сталлоне, Вуди Аллена и Федерико Феллини. Одним из главных образов для Рашида стал фильм «В нашем дворе» Оскара Мишо — собственно, он и дал инсталляции название.

Вид инсталляции «Рашид Джонсон: Улыбка» в галерее Hauser & Wirth. Лондон, 2015

Рашид Джонсон



Тарин Саймон. «Исследование в действии: Сценография власти» 

Когда: с 17 марта по 22 мая

Искусство Тарин Саймон, по словам писателя Салмана Рушди, «расширяет границы того, что нам позволено видеть и знать». Нет, художница не занимается мистикой или эзотерикой, а лишь извлекает на свет мельчайшие детали событий, которые обычно остаются незамеченными. В «Гараже» она показывает две новые серии. В первой из них — «Бумажной работе и воле к капиталу» — Саймон исследует историю мировой экономики и таким образом, как это часто бывает у художников, критикует капитализм. Все началось с фотографий с правительственных церемоний заключения экономических договоров. Разглядывая снимки, Тарин заметила, что на каждом из них обязательно есть парадный букет. Художница обратилась к ботаникам, составила список растений и заказала целых 4 000 цветов, чтобы воссоздать все композиции. Она запечатлела их на фото, а потом разобрала и сделала гербарии. 

В процессе работы оказалось, что голландские живописцы XVII века рисовали букеты, которые в реальности не могли существовать: они соединяли в своих натюрмортах цветы, которые росли в разных странах и вместе оказаться никак не могли. Тарин подмечает этот факт и то, что он говорит о нашей действительности. Художница считает, что бутафорский букет — это своеобразный символ того, как «удачно» капитализму удается учитывать интересы всех: в реальности все соглашения (фотографиями с процесса обсуждения которых вдохновлялась Тарин Саймон) диктовали миру волю западных стран.

«Вид с высоты птичьего полета. Меморандум о взаимопонимании между правительством Королевства Камбоджа и правительством Австралии в связи с колонией беженцев в Камбодже». Министерство внутренних дел, Пномпень, Камбоджа. 26 сентября 2014; Гладиолус крупноцветковый, Португалия; спаржа щетинковидная, США; гвоздика садовая, Колумбия; нарцисс ложный, Нидерланды. Из серии «Бумажная работа и воля капитала». 2015 г.

Нетрудно догадаться, к какому эпизоду истории искусств отсылает вторая серия на выставке — «Черный квадрат». В ней Тарин делает цикл фотографий предметов на черном фоне, размером с картину Малевича. Среди ее «героев» — антисемитские протоколы «сионских мудрецов», желто-голубой попугайчик, от жизни в неволе выщипывающий себе перья, и африканский огнемет, который его создатель предлагает использовать против угона автомобилей. Все работы, так же как и первая серия Тарин, отсылают к проблемам общества и борьбе за власть, постоянно становящейся предметом споров, войн и насилия. Правда, другую трактовку предлагает последний, 17 «Черный квадрат»: он представляет собой размышление о времени, воплощенное по заказу Тарин компанией Росатом. Это куб из ядерных отходов. Увидеть данную работу, правда, можно будет нескоро — только в 3015 году. До тех пор «Черный квадрат» небезопасен для зрителей, а о том, что он существует, напоминает лишь пустая ниша в стене «Гаража». Тарин предложила подумать, что ждет нас в будущем, какую ответственность мы за него несем, а также будут ли в четвертом тысячелетии вообще существовать музеи, зрители и искусство.


Виктор Пивоваров. «След улитки»

Когда: с 17 марта по 18 июня

Самый масштабный проект весеннего сезона «Гаража» — экспозиция классика концептуализма и одного из главных героев московского неофициального искусства Виктора Пивоварова. В нее вошли больше 100 работ, созданных за период с 1970-х до 2010-х. Пивоваров в них выступает как живописец, график, создатель инсталляций и даже как писатель — к выставке выйдет обновленное издание его автобиографии «Влюбленный агент». Экспозиция выстроена как романтическое путешествие из 11 глав. Уже в самой форме заложено несколько трактовок, собственно, как и в самих произведениях Пивоварова, которые напоминают ребусы, отсылающие к образам истории искусств.
Первый смысл «путешествия» — это, конечно, жизнь. Одна из первых комнат-глав выставки посвящена детству. Проходя дальше, мы можем преодолеть зоны одиночества, тайн, страхов, любви, философии, а закончить в «Садах монаха Рабиновича» — судя по всему, немолодого и мудрого героя. Второй смысл путешествия — метафизический путь к просветлению. Начинается и заканчивается он в одной и той же точке (и в первом и в последнем зале — работы, посвященные садам), но в конце герой попадает в нее обновленным.

«Приветствую тебя, мое второе Я!», 1999 г.

То, что 11 частей путешествия называются именно главами, тоже символично. Это отсылает нас к литературоцентричности всего московского концептуализма и работ Виктора Пивоварова в частности. Тексты — важная, а кое-где даже единственная часть его работ. И путешествие по «Следу улитки» таким образом превращается не только в опыт погружения во вселенную образов художника или в путь к просветлению, но и становится примером блуждания внутри книги, словно ты литературный герой из детских сказок.

Мария Комарова

19.03.16, 10:00