Возвращение домой: выставка Эрте в Эрмитаже

Первая в стране

В Эрмитаже открылась первая для России выставка Романа Петровича Тыртова, известного всему миру под псевдонимом Эрте. Рассказываем, что отличает его стиль и почему называть Эрте гением — никакое не преувеличение

Ар-деко существовал задолго до момента его признания как часть высокого искусства. А возник он благодаря желанию обеспеченных людей окружать себя предметами быта, которые сами по себе могли бы стать экспонатами музеев, но оставались вещью, готовой к ежедневному практическому применению. Вот почему основной упор в ар-деко пришелся на моду и только потом на дизайн, архитектуру и искусство как таковое. Определяющим направлением стиля стала простота линий, которая позволяет увидеть функциональность предмета при высокоэстетичном оформлении. Мода и театр стали первыми и главными заказчиками ар-деко, который, как водится в мире моды, появился в Париже в 20-е и завоевал мир в 30—40-е годы.

Одним из гениальных, не меньше, представителей этого стиля был Роман Петрович Тыртов, более известный под псевдонимом Эрте. Выходец из дворянского рода, родившийся в Санкт-Петербурге, он в 20 лет эмигрировал в Европу, где плодотворно прожил свою оставшуюся жизнь. Из более чем десятка тысяч его работ в России нет ни одной. Тем уникальнее открывшаяся в Эрмитаже выставка под названием «Эрте — гений ар-деко: возвращение в Петербург». Замечателен тот факт, что Эрте не получил профессионального образования, если не считать частные уроки рисования в детстве и юности и кратковременное посещение частной академии Р. Жюлиана в Париже. Однако любые созданные им эскизы или иллюстрации настолько гармонично проработаны в плане цвета, линий и композиции, что становятся самостоятельными, эмоционально насыщенными произведениями искусства. Некоторые считают этот жанр легковесным, работающим на потребу публики. Но талант исполнения еще никто не отменял. Эрте проработал с журналом Harper's Bazaar более 20 лет, ежемесячно создавая для издания обложки и иллюстрации к предметам женского туалета.

Ведущий в мире моды журнал задавал тон в новом виде искусства и популяризировал имя Эрте. Звание театрального художника хоть и выглядит всегда более престижно, но остается для мира закулисья. К тому же Эрте приходилось иметь дело в основном с роскошными, но достаточно бессмысленными постановками в области мюзикла и бурлеска. Впоследствии, когда Роман Тыртов был приглашен для работы в Голливуд и прожил в Америке несколько лет, ситуация особенно не изменилась. Однако его рабочие рисунки для театра и журналов начали обретать вполне определенную историческую ценность. Полное мировое признание пришло к нему в 70-е годы, на волне нового интереса к ар-деко. После выставки в Нью-Йорке, организованной поклонниками искусства начала века, музей Метрополитен купил разом 170 работ художника, то есть почти всю экспозицию.

Одной из особенностей работ Эрте считается введение в мир моды первых символов унисекса. Это было бы справедливым, если бы не факт работы в театре, где мужские костюмы порой не уступают своей роскошью женским нарядам, а женские, в силу условности, иногда приближаются к строгости линий мужской одежды. Более интересно то, что, работая над обложками журналов, которые априори должны были вызывать интерес широкой публики, а не реакцию критиков высокого искусства, Эрте сумел в достаточно упрощенном по технике исполнения жанре выразить то, что не давалось многим маститым художникам. Он подавал образ женщины так, как она сама хотела бы выглядеть в глазах мужчины. В рисунках Эрте есть все эти эмоции: легкое высокомерие, гибкость фигуры, заигрывание в позах. Причем это нисколько не ломает классическое построение композиций, иногда строгое до полной симметрии. Любовь к эффектным позам, а также сочетанию черного цвета с более насыщенными делают работы мастера привлекательными в широком смысле слова. Это тот редкий случай, когда творчество художника нравится как обывателю, так и специалисту с немалым багажом профессиональных знаний в области искусства. Все рисунки Эрте не были бы столь эмоционально насыщенны, если бы не соответствовали его внутреннему миру и отношению к жизни. Даже находясь в госпитале на 98-м году жизни и зная о приближающейся смерти, Эрте собственноручно оформил приглашения на свои же похороны и создал эскиз гроба. Выставка в Эрмитаже представляет 136 работ из частной коллекции Майка Эсторика. Это в основе своей работы для журналов мод и эскизы к театральным костюмам и постановкам. Особое место занимают две всемирно известные графические серии — «Цифры» и «Алфавит». По окончании выставки семь работ, в том числе и две скульптуры, будут подарены Эрмитажу. 

 

 

Елена Вишня

04.07.16, 8:00