"Когда острый угол треугольника касается круга, эффект не менее значителен, чем у Микеланджело, когда палец Бога касается пальца Адама" — говорил Василий Кандинский. 50 работ пионера русского абстракционизма составляют сердце экспозиции "Кандинский и Россия", которая 8 марта открылась в Брюсселе в Королевских музеях изящных искусств.
На выставке представлены 150 полотен, среди которых — работы русских авангардистов и символистов Казимира Малевича, Михаила Ларионова, Николая Рериха и Михаила Врубеля, датируемые 1901-1922 годами. Сама же она разделена на 4 части: "Познание искусства живописи", "Слушая искусство живописи", "Посреди природы" и "Кандинский и мифология".
Василий Кандинский. Композиция VII, 1913
Василий Кандинский является одним из самых влиятельных художников XX века, несмотря на то, что стать художником он решился довольно поздно — почти в 30 лет. Потрясение картиной К. Моне "Стога сена" на выставке французских импрессионистов в Москве в 1895 году привело к тому, что он отказался от многообещающей карьеры профессора юриспруденции, переехал в Мюнхен, где и посвятил свою жизнь искусству. Прежде, чем стать центральной фигурой абстрактного искусства, он эволюционирует, пробуя себя в импрессионизме, символизме и экспрессионизме.
Василий Кандинский. "Белое облако", 1915
В 1910 году на свет появилось самое первое абстрактное произведение Кандинского — "Без названия (Первая абстрактная акварель)", которое ныне экспонируется в Центре Помпиду в Париже. И началось разложение формы — натуралистичное изображение трансформируется и растворяется, оставляя только намек на предмет, силуэты и формы превращаются в знаки и символы, в то время как "цвет является средством, чтобы осуществить непосредственное влияние на душу". Кандинский выстраивает систему "основных элементов живописи" (форма, цвет, пространство, краски, материальная плоскость) и создает свою "грамматику" живописи, ставя точку на место одной из самых главных "букв" своей азбуки абстракционизма.
Василий Кандинский. "Синий гребень", 1917
Абстрактное искусство в значительной степени находится под влиянием музыки. Этот вид искусства, абстрактный по своей природе — не о демонстрации внешнего мира, а о простом выражении внутренних чувств человеческой души. Кстати, сам Кандинский использует музыкальные термины для обозначения своих работ. Он квалифицирует их как "импровизации", когда они спонтанны или как "композиции", когда они более продуманны и закончены. "Цвет — это клавиши; глаз — молоточек; душа —многострунный рояль" — пишет художник в своей книге "О духовном в искусстве". Экспозиция "Кандинский и Россия" подчеркивает музыкальность живописи, которая будет все больше и больше брать на себя роль чистого объекта.
Василий Кандинский. "Импровизация 4", 1909
100 лет назад, в мае 1913 года, Кандинский уже выставлялся в Бельгии в галерее Жоржа Жиру, но тогда выставка была не слишком успешной: бельгийцам понравились его пейзажи, но не абстрактные работы. Текущая же выставка, которая пользуется большим интересом у публики, продлится в Брюсселе до 30 июня.
Василий Кандинский. "Черное пятно (I)", 1912