Выставка Муджуса в ММОМА: 5 комментариев художника

"Метаморфозы" на Тверском бульваре

Выставка Муджуса "Метаморфозы" в Московском музее современного искусства стала одним из самых громких событий столичной арт-жизни. Музыкант и художник поведал Buro 24/7 о том, как возник проект и какая метаморфоза происходит в выставочных залах

Выставка "Метаморфозы" в ММОМА при поддержке Heineken Insight открыла москвичам новую ипостась Романа Литвинова: все знали, что Муджус — талантливый музыкант, но мало кто догадывался, что он занимается еще и изобразительным искусством — можно сказать, главная метаморфоза случилась с его творческим амплуа. Два этажа Музея современного искусства на Тверском бульваре занимают эстетичные композиции разного калибра: большинство — графичные листы, а некоторые крупные работы "расползаются" даже по стенам. Естественно, визуальная часть экспозиции сопровождается музыкальной — без этого выставку Муджуса представить было бы сложно. Кажется, ошибочно воспринимать каждую работу отдельно — мрачноватые птицы и цветы будто сливаются в одну масштабную аудиовизуальную инсталляцию. Муджус ответил на пять вопросов Buro 24/7. 

Почему для многих Муджус-художник так долго оставался тайной?
Несмотря на то, что практически любой визуализацией к своей музыке, будь то видео или обложка, я занимался самостоятельно, до последнего времени это не вырастало, не кристаллизовывалось в полномасштабный самостоятельный проект. Мне всегда хотелось собрать все вместе, и амбиции были — просто только сейчас удалось это реализовать. 

Как возник замысел проекта? Откуда появились образы птиц?
Началось все с саундтрека к детскому фильму Алексея Лобанова "Крылья" — трогательное и красивое кино. В ленте было огромное количество съемок природы средней полосы России. Как композитору, мне интересно работать с визуальной стороной картины даже более, чем с сюжетной. Собственно, моя часть работы строилась скорее как саундтрек к степям, полям, лесам, птицам и зверям. И так, медленно, но верно, я постепенно абстрагировался от самого фильма и стал делать саундтрек к своим воспоминаниям и ассоциациям с этой средой. Параллельно занялся графикой, а затем — видео и собственными визуальными работами и инсталляциями.

Что первично: изображение или музыка?
Мне всегда казалось, что я скорее визуал. Эстетические конструкции вообще легче формулируются в такой форме, музыка не так символична и может иметь более широкую интерпретацию. Тем не менее это лишь угол зрения. Выставка в ММОМА — это один организм, и практически вся работа происходила параллельно, взаимозависимо. Собственно, экспозиция и есть та точка сборки, в которой и картины оказываются визуализацией, и музыка саундтреком, но ничто не является простым дополнением к чему-то одному — это цель моей работы.

В чем заключается "метаморфоза"?
Превращение — это процесс. В данном случае — процесс работы с материалом и эстетикой. Здесь нет начальной и финальной точек, какого-то завершения. Эта выставка — цикл зафиксированных, застывших в движении превращений. Мне хотелось передать идею, что пункты А и Б — это искусственные категории, что у превращения нет ни начала, ни конца, ни какой-то конкретной цели.

Будут ли еще выставки?
Органическая связь звука и видео в последнее время занимает меня чуть ли не больше, чем раньше. Но главное — теперь, как мне кажется, я лучше представляю себе, как все организовать: и процесс работы, и пространство, в котором должна возникать эта синергия. Так что я хочу обязательно продолжить работу в этой области. 

Где: Московский музей современного искусства, Тверской бульвар, 9

Когда: до 12 октября

Сергей Багулин

16.09.14, 17:45

  • Фото: Алексей Калабин