С 8 мая по 13 июля в Вене можно увидеть десятки черно-белых фотографий Стэнли Кубрика, журналы Look с его работами, короткометражку "День схватки" 1951 года, а также послушать музыку из его фильмов
Стэнли Кубрик, снявший более 20 полнометражных фильмов, среди которых культовые "Заводной апельсин", "2001: Космическая Одиссея", "Сияние" и "Цельнометаллическая оболочка", начинал карьеру как фотограф. С 1945 по 1950 год он снимал серии для американского журнала Look, следил за передовыми фотокорреспондентами своего времени и брал с них пример, делал портреты друзей и знакомых, а также много снимал в путешествиях. Все началось, когда Кубрик был еще школьником: в день смерти 32-го президента США Франклина Делано Рузвельта 16-летний Стэнли запечатлел газетный киоск и продавца, которого попросил принять грустную, скорбящую позу. Он разослал фотографию в редакции нью-йоркских газет и журналов, таким образом представив себя ведущим изданиям города, и она очень понравилась редакторам Look, которые в итоге предложили наивысшую цену. С этого снимка начинается фотографическая карьера Кубрика, а также новая выставка в Венском художественном форуме Банка Австрии.
Экспозиция "С широко открытыми глазами" обыгрывает название знаменитого фильма Кубрика "С широко закрытыми глазами" и собирает вместе десятки его фотографий, а также включает несколько номеров журнала Look, в которых они были опубликованы. Только на одном снимке, сделанном для Look в 1949 году, Стэнли Кубрик появляется сам, где мы видим его молодого, но в то же время очень сосредоточенного и серьезного, в зеркале, стоящим рядом с Розмари Уильямс, нью-йоркской артисткой и подругой будущего режиссера. Многие моменты из фотографий Кубрика можно впоследствии увидеть в его фильмах: в них также часто встречаются зеркала, режиссер очень большую роль отводил отражениям.
Этому снимку с Розмари, украсившему все афиши, отведено особенное место, точно напротив входа на выставку. По словам куратора Лизы Ортнер-Крейль, жена режиссера, 82-летняя немецкая актриса Кристиана Кубрик, утверждает, что именно так он выглядел в момент их знакомства. Об этом супруга Кубрика рассказала на открытии венской выставки. Кристиана и Стэнли познакомились в 1958 году и были вместе до смерти режиссера в 1999-м. Чувства между ними вспыхнули моментально, а после съемок фильма "Тропы славы", в котором Кристиана сыграла небольшую роль, пара поженилась.
После первой публикации в Look — вернемся к истокам карьеры Кубрика — юный Стэнли заключил контракт с изданием и стал снимать для них целые тонны фотографий. Разъезжая по заданиям редакции, Кубрик создал около 27 тысяч снимков, из которых только тысяча в итоге была опубликована.
"Я никогда не снимаю то, что не хочу," — говорит Кубрик о своем творческом методе, это касалось и кино, и фотографии. В определенный момент, отсняв серии с влюбленными парочками в метро, гангстерами, мальчишкой, чистящим обувь на улицах Нью-Йорка, и достигнув признания в этой области, Кубрик решил сменить деятельность.
В 1951 году он снял свой первый документальный фильм "День схватки", который можно увидеть в последнем зале выставки. Он становится логичным завершением его фотографической карьеры длиной в несколько лет, предвосхитившей многие его кинокартины. О том, что было после, на выставке практически не говорится. Можно разве что послушать музыку из главных фильмов Кубрика, надев наушники и выбрав нужный саундтрек — "Девятую симфонию" Бетховена из "Заводного апельсина", джазовую мелодию Оскара Петерсона I Got It Bad или Вальс №2 Дмитрия Шостаковича из "С широко закрытыми глазами", или же начальные такты штраусовского сочинения "Так говорил Заратустра" из ленты "2001: Космическая Одиссея".
Другие истории
Подборка Buro 24/7