Выставка недели: Ханна Хёх в Whitechapel Gallery

Образ "новой женщины" в коллажах знаменитой дадаистки

Одной из самых знаменитых женщин в сообществе художников-дадаистов стала немка Ханна Хёх

Имя немецкой художницы Ханны Хёх громко зазвучало в 20-х годах прошлого века — встав на путь дадаизма, она прославилась как ведущий коллажист того времени. Ее работы выставлялись рядом с живописью и графикой Франсуа Пикабиа, Макса Эрнста и Георга Гросса на первой международной дада-выставке 1920 года. В то же время Хёх работала в издательстве Ullstein Verlag, клеила коллажи для журналов и жила с австрийским художником и писателем Раулем Хаусманном, который и ввел девушку в круг немецких авангардистов.

Великобритании впервые предстоит провести ее ретроспективу, и занялась этим лондонская галерея Whitechapel. Она собрала около ста работ Ханны Хёх по мировым музеям и частным коллекциям, охватив всю ее карьеру длиной в 60 лет — с 1910 по 1970 год. Выставка Ханны Хёх, к которой приурочен цикл лекций, кинопоказов и дискуссий, пройдет в Лондоне с 15 января по 23 марта.

Ханна Хёх, Für ein Fest gemacht (Made for a Party), 1936. Коллаж

Одна из главных заслуг Ханны Хёх — образ так называемой "новой женщины", который ей удалось создать в Германии периода Первой мировой войны. Она ратовала за свободу во всем и ставила под сомнение традиционные понятия в творчестве, отношениях и красоте. Этот пласт ее работы Whitechapel раскрывает, показывая серию "From an Ethnographic Museum" — коллажи с женскими телами на тему гендерных и расовых стереотипов. 

Среди ее знаменитых ранних работ — коллаж High Finance 1923 года, в котором дадаистка критикует отношения между банкирами и военными в период европейского экономического кризиса. Самую же известную работу художницы под названием "Cut With the Kitchen Knife" 1919 в галерее Whitechapel не покажут, однако, и без нее ретроспектива Ханны Хёх получается на редкость крупной и значимой.

Ханна Хех. High Finance, 1923

Незадолго до Второй мировой войны, в 1933-м, Ханне Хех запретили заниматься художественной деятельностью, а работы ее объявили "дегенеративным искусством", которое не может быть выставлено где-либо. Только с 1945 года для художницы началась "оттепель" — она снова смогла вернуться к работе, затем, в 1965-м — поступить в Берлинскую академию художеств, и, наконец, свободно творить и выставлять свои коллажи в Германии, что Ханна Хех и делала до самой смерти в 1978 году.

Ханна Хех. Kleine Sonne (Little Sun), 1969

Выставка "Ханна Хёх" в лондонской Whitechapel Gallery продлится с 15 января по 23 марта.

Дарья Горшкова

13.01.14, 11:00