За что мы исторически любим шампанское

Все дело в веселых пузырьках

Владимир Гридин

Как именно символ благополучия, утонченности и развитого вкуса стал доступен не только знатокам, а из атрибута праздника избранных превратился в атрибут праздника вообще?

Бокал хорошего шампанского может играть фейерверками крошечных пузырьков несколько часов. Это радующее наш глаз зрелище прежде пугало. Когда шампанское появилось, виноделам приходилось спускаться в погреба в железных масках, чтобы рвущиеся от легкомысленной силы играющего вина бутылки не поранили лица стеклянной крошкой. Тот единственный, кому молва приписывает славу изобретателя шампанского, казначей бенедиктинского аббатства Овилле Дом Пьер Периньон вовсе не ставил своей целью создание игристого вина, которое весело каламбурит в бокале, а мечтал о тихом, но благородном белом с шелковистой структурой и долгим послевкусием, которого до него в Аи не делали. Пузырьки были опасны, однако именно они щекотали нервы. Фейерверки в бокалах наполняли чувства знати благоуханием, освобождающим от запретов.

Легкомысленное веселье, которое способно создать это вино, быстро распространилось по миру: еще при жизни Дома Периньона шампанское пили в Сиаме и Суринаме. Галантные кавалеры шли на безумства: превращали в громокипящий кубок туфельки любовниц. Дамы не отставали, требуя наполнять свои ванны пенным вином. Современная наука, кстати, считает, что протирания шампанским полезны для кожи и делают ее более упругой.

В царской России шампанское узнали благодаря войне с Наполеоном: погреба производителей шипучего вина были разграблены казаками. Никто из пострадавших не волновался: «Россия заплатит по счетам». Так и вышло. К середине XIX века при дворе уже прочно установилась традиция отмечать бока­лом шампанского наступление Нового года. На Рождество, Новый год и Пасху шампанское в обязательном порядке подавалось даже к столу караульных офицеров в Зимнем двор­це.

Только вот если бы современный ценитель шампанского попробовал тогдашнего «вина кометы», восторгавшего Пушкина, он бы позеленел. Густая смесь сахара, вина и бренди, известная как тиражный ликер, возмещала потери при удалении осадка, но делала шампанское 200-летней давности сладким до чрезвычайности. В шампанское для русских добавляли от 250 до 300 граммов сахара на литр. Сильно охлажденное, его подавали в широких и неглубоких бокалах, тех самых, которые якобы напоминают форму груди Марии-Антуанетты. По сути, пили не жидкость, а вкушали фраппе. Популярное сегодня сухое шампанское, настолько брутальное, что и называть его стали «брют», появилось относительно недавно. В отличие от сладкого напитка, в котором сахар может скрыть любые дефекты, сухое вино заставляет винодела работать над его вкусом и ароматом.

В Советском Союзе не только сухое шампанское было не в чести, шампанское вообще в строившей социализм стране было под запретом вместе с рождественскими елками вплоть до середины 30-х. Но в ноябре 1935 года Сталин сказал на совещании стахановцев: «Жить стало лучше, жить стало веселее!» — а уже в июле 1936 было решено ударить вином по советскому быту. Отдельно отмечалось, что только шампанского нужно выпустить не менее 12 миллионов бутылок в ближайшую пятилетку. Вместе с возродившимися в это же время новогодними елками шампанское стало частью семейных праздников и полуофициальных вечеринок, которыми служащие отмечали государственные праздники.

Антон Чехов в своей юмористической мелочи «Шампанское (Мысли с новогоднего похмелья)» впрыскивает яду в оду пузырькам: «Не верьте шампанскому... Оно искрится, как алмаз, прозрачно, как лесной ручей, сладко, как нектар; ценится оно дороже, чем труд рабочего, песнь поэта, ласка женщины, но... подальше от него! Шампанское — это блестящая кокотка, мешающая прелесть свою с ложью и наглостью».

Лирический герой Чехова явно не знал меры и страдал головной болью. А вот современные ученые считают, что два-три бокала шампанского в неделю значительно сокращают риск деменции и предотвращают ухудшение памяти. Они выяснили, что в шампанском содержатся фенолы. Эти органические соединения активно взаимодействуют с участками головного мозга, отвечающими за пространственную память — способность ориентироваться в пространстве и запоминать расположение предметов, людей и физических стимулов. Кроме этого, употребление шампанского позитивно влияет на работу сердца и кровообращение, снижая риск инфарктов и сердечно-сосудистых заболеваний.

Впрочем, лично я вряд ли буду думать об этом, поднимая свой бокал с шампанским под бой курантов. Лучше загадаю желание под переливы бесконечных гирлянд весело бегущих пузырьков.